Внук становится неуправляемым подростком
Моему внуку 13 лет! Уж больно он становится неуправляемым, на каждое замечание реагирует с раздражением, в общем, за словом в карман не полезет вплоть до хамства, и все это делается по инерции. И ругаться не хочется, просто не хотелось, чтоб это вошло в привычку.
Анфиса, Саратов, 62 года
Виктория Фадеева
Семейный системный

психолог
Ответ : Этот вопрос часто беспокоит родителей подростков. Из спокойного послушного малыша ребенок практически на глазах превращается в неуправляемого ершистого подростка. Но прежде чем вступать «на тропу войны», давайте попробуем разобраться, чем вызвано такое поведение взрослеющего человека. Давайте рассмотрим все по порядку. Тон подростка, его негативный настрой связаны с изменением аффективной сферы в этот кризисный период жизни взрослеющего человека. Центральным образованием в сфере чувств в это время становится «чувство взрослости». Оно проявляется как субъективное переживание готовности быть взрослым человеком, стремлением к самостоятельности, стремлением добиваться того, чтобы старшие уважали достоинство его личности. Чувства наших взрослеющих детей в этот период чрезвычайно напряжены. И еще психологи в этот период говорят о «аффекте неадекватности» - это бурная эмоциональная реакция ребенка, не соответствующая поводу, переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды, и «используется» это состояние в период кризиса ребенком бессознательно, как защитный механизм, как защитная форма. Но при всем при этом подростки КРАЙНЕ нуждаются в сопереживании со стороны родителей, в их понимании, полном принятии и безусловной любви, и не только в самих перечисленных чувствах, но и ВО ВНЕШНИХ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ. Теперь скажем еще об очень важном «новообразовании» подросткового возраста - это стремление к избавлению от эмоциональной зависимости от родителей, это так называемая эмоциональная автономия. Ребенок грубит сейчас просто потому, что он не знает, как можно иначе прочертить свои «границы», как обозначить свое право на личное мнение. И задача взрослого состоит в этот период в том, чтобы дать понять взрослеющему человеку, что Вы признаете его право на самостоятельность, что Вы признаете его «взрослость», т.е. «умный» родитель должен предоставить «иллюзию» автономии, которая должна сопровождаться новой партнерской позицией родитель-ребенок. Теперь про «хамство». Чем это может быть вызвано? Агрессией по отношению к родителям, бабушкам и дедушкам. Психологи знают, что гнев как эмоция всегда вторичен. Сначала возникает какое-то другое чувство (страх, растерянность, стыд и т.д.), а потом уже идет реакция на него, происходит всплеск агрессивной эмоции. И в большинстве случаев детская агрессия - это ответ на поведения значимых для ребенка взрослых. Это своеобразный протест, отстаивание своих границ, т.е. опять мы возвращаемся к тому, что агрессия и хамство – это протест против старых правил и установок. Теперь о том, что делать? Изменить стиль собственного поведения, убрать авторитарность, выслушивать, учитывать мнение подростка во всех ситуациях, потому как только демократичное, партнерское отношение сможет сохранить доверие и желание вашего ребенка обращаться к родителям за советом и помощью в будущем. И как я уже говорила выше, у подростков есть возрастная физиологическая особенность. У них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Поэтому рекомендую еще для регуляции этих процессов принимать курс детского препарата Тенотен (1 таблетка 3 раза в день, минимум 1 месяц). Он стабилизирует эмоциональный фон, улучшит внимание, уберет повышенную отвлекаемость. При этом препарат не вызывает сонливости, привыкания, и безопасен даже при передозировке.