Много раз за день проверяю, закрыла ли я входную дверь
Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, а то скоро кукушка съедет. Мне кажется, что у меня паранойя, причем она у меня исключительно под одному вопросу - закрыла ли я дверь в квартиру. Это может показаться смешным, но мне уже совсем не смешно, это иногда мешает жить. Я точно знаю, что не могу уйти из дома, не закрыв квартиру. Но я всё равно возвращаюсь и проверяю. Ладно, если паранойя застает меня парой этажей ниже. Но я возвращаюсь, когда я уже на улице, когда уже на полпути к остановке. В последнее время я часто вожу кота в ветеринарку, так и с ним я тоже возвращаюсь - тащу 7 кг обратно вверх по лестнице. Приходя домой, я обязательно раза три в течение вечера схожу и проверю, закрыла ли я дверь. Иногда ночью подскакиваю. Еще пару раз попрошу своего парня проверить. Это просто какой-то бзик! Мне становится физически плохо, если я не проверю. Когда жила у мамы, было легче - в ручку двери была вмонтирована лампочка. Был ритуал: закрыла дверь, включила лампочку, зажглась лампочка в мозгу. Сейчас я на съемной квартире, лампочки нет, и сделать её я не могу, и ритуала уже нет. У меня не бывает бзиков по поводу дней рождений друзей, невыключенного утюга, ненакормленного кота, неоплаченных счетов, невыполненных поручений и т.д.. Там, как в Багдаде - всё спокойно. Но дверь - это просто мой кошмар. Помогите, пожалуйста, от этого ведь как-то можно избавиться.
Марина, РФ, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это признаки обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) - расстройство мышления и поведения. ОКР включает в себя навязчивые идеи и мысли и успокаивающие ритуалы (действия, мысли). Навязчивые мысли, образы или импульсы (обсессии), которые возникают снова и снова, воспринимаются страдающим от ОКР как бесконтрольными. В большинстве случаев человек понимает, что эти мысли не имеют никакого смысла. Навязчивые идеи, как правило, сопровождается интенсивными и отвергаемыми чувствами, такими как страх, отвращение. Исследования показывают, что большинство людей имеют нежелательные навязчивые мысли время от времени, но в контексте ОКР эти навязчивые мысли приходят слишком часто и вызывают крайнюю тревогу, вторгаясь в ежедневную жизнь, в нормальное функционирование, и искажая ее. В большинстве случаев, люди с обсессивно-компульсивным расстройством чувствуют себя так, что словно они вынуждены выполнять все эти действия, они не желают этого и все это мучительно для них. Лечение ОКР - это сочетание медикаментозной терапии и когнитивно- поведенческой терапии. А именно: когнитивная терапия, основанная на внимательности (можно прочитать книги Чарльза Тарта "Практика внимательности в повседневной жизни" и еще Тик Нат Хана "Чудесная внимательность"), когнитивное реструктурирование и экспозиционная терапия. Человек с ОКР искажает угрозы собственных мыслей. Мысли - это просто мысли, а не угрозы. Если относиться к таким мыслям как к руководству к действию, это переводит их в объект страха. Терапия, основанная на внимательности, сосредотачивается на том, чтобы наблюдать, а не осуждать, занять иную позицию по отношению к своим мыслям, чувствам, принять реальность существования этих навязчивых, нежелательных мыслей, не приписывая им какого-то специального смысла, значения.