Из-за унижений в школе до сих пор считаю себя неудачником
Добрый день! Меня зовут Александр. Мне 24 года. У меня проблема. Расскажу небольшую предысторию. Дело в том, что я вырос в небольшом селе, мои родители оба учителя. В детстве мне запрещали очень многое - смотреть американские мультфильмы, играть в видеоигры, которых у меня, к слову, и не было. И на фоне этого мне в начальных классах абсолютно не о чем было поговорить с одноклассниками. Далее из этого начали вытекать насмешки и издевки, что я весь такой правильный, что я неинтересный, что одеваюсь бедновато (в учительской семье да еще в 90-е с деньгами было как-то туговато) и т.д. Когда начальные классы закончились, в нашем классе стали преподавать мои родители. Я хорошо учился, был отличником. И тут началось самое интересное. Одноклассники думали, что хорошие оценки мне ставят не за знания, а за то, что у меня родители учителя. А за каждое замечание и наказание со стороны моих родителей на их предметах моим одноклассникам, мне очень сильно доставалось. Меня часто били после школы, я был постоянным объектом насмешек и унижений, мне было очень непросто найти друзей. Девочки в результате меня вообще за парня не считали. Меня никуда не приглашали, ко мне класс обращался только для того, чтобы списать. Я, конечно, помогал им, считая, что таким образом я в их глазах стану хочь чуточку лучше, но тщетно. В глазах класса я был просто тряпкой, о которую стремно и ноги вытереть. В дальнейшем про меня в школе начали сплетничать. Иногда мне было даже страшно пройти по школьному коридору. Когда я начинал говорить, меня тут же передразнивали. В результате я в классе стал очень замкнутым, заторможенным, постоянно думал, что меня оценивают, и как бы не сказать какое-нибудь смешное с точки зрения одноклассников слово. Родители же знали об этом, но сделать ничего не могли, т.к. школа у нас была только одна, и перевестись в другую не было возможности. В старших классах учителя любили жаловаться на меня родителям. Если в классе все сидели с мобильниками на уроке - то им практически не делали замечаний. Но стоило мне достать мобильник, чтобы просто посмотреть время, сразу замечание - донос родителям. Вот так продолжалось практически все 11 лет обучения. Были случаи, когда я уходил с уроков, несколько раз думал покончить с собой... После школы я поступил в универ, отучился 5 лет на технической специальности, закончил. В универе школа вроде забылась - новые друзья (только в универе я узнал, что такое настоящие друзья), общага, студенческая жизнь. На старших курсах я устроился на работу, стал себя обеспечивать, купил себе нормальные вещи, стал делать подарки родителям. Вроде бы все хорошо. После универа устроился на работу, получил водительские права, купил машину, потом вторую (обновил), у меня вроде бы все есть - есть машина, квартира, нормальная брендовая одежда. Конечно, не обошлось без мат. помощи со стороны родителей. Но школьные обиды до сих пор во мне живут. Я живу с жуткой ненавистью к себе, считаю себя неудачником из-за того, что у меня не было нормального детства, до сих пор мне кажется, что если я начну говорить, то надо мной будут смеяться. Постоянно слежу за собой, за каждым движением. Живу с чувством, будто меня все время оценивают. У меня нет девушки, т.к. мне кажется, что я не достоин того, чтобы такого, как я, кто-то любил. Я очень уступчивый, легко иду на компромисс, стал замечать, что я больше отдаю, чем приобретаю. Если у меня возникают проблемы, то я бросаюсь в панику, очень часто посещают мысли о суициде. Живу с постоянным чувством апатии, с мыслями, что у меня ничего не будет, а все, что у меня есть - это то, что дали родители, а сам я - ноль, с мыслями, что я неудачник. Что мне делать? Как мне раз и навсегда побороть свои дурные воспоминания, полюбить себя и начать жить. Именно жить. Как побороть постоянное чувство депрессии и апатии? Помогите мне, пожалуйста. Я очень жду от вас ответа. Спасибо заранее.
Александр, Екатеринбург, Россия, 24 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : В Вашем случае можно говорить о социальной тревоге и депрессии. Социальная тревожность - это чувство дискомфорта, страха или беспокойство, когда человек сосредоточен на взаимоотношениях с другими людьми и предполагает, что другие люди относятся к нему негативно или осуждают, оценивают, смотрят свысока. При этом человек думает: Все смотрят на меня. Они думают, что я неудачник. Я здесь лишний. Я не знаю, что сказать. Люди видят, как я нервничаю. Они не захотят со мной снова общаться. Социальная тревога может возникнуть в самых разных ситуациях — по сути, всякий раз, когда мы находимся в контакте с другими людьми или считаем, что мы можем стать центром внимания других людей. Социальная фобия, как и любое другое тревожное расстройство, скорее может развиться, если оно есть у родителя, из-за генов, унаследованных от них. Исследования обнаружили, что определенные структуры мозга, такие как миндалевидное тело, могут быть более активными у людей с социальной фобией (миндалевидное тело – это структура головного мозга миндалевидной формы, входящая в лимбическую систему, тесно связано с гипоталамусом, гиппокампом, поясной извилиной и перегородкой, играет важную роль в эмоциональном поведении и мотивации, особенно агрессивного поведения). Наш жизненный опыт, ситуации и опыт наших реакций на них также могут способствовать развитию социальной фобии. Если нас постоянно ставили в ситуации, когда мы боялись гнева, осуждения, унижения, боли от других людей, или если нас каким-то образом выделяли в негативном смысле, у нас могли развиться такие представления о себе и о мире, которые будут увеличивать социальную тревогу. В результате мы можем также начать избирательно обращать внимание только на те аспекты окружающей нас действительности, которые усиливают наши негативные убеждения. При лечении обычно используется комбинация из лекарственной терапии и когнитивно-поведенческой терапии. Рекоменую к прочтению книги А.Курпатова "Средство от страха", "Счастлив по собственному желанию", "Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности", "12 нетривиальных решений. Обрети свой мир в душе", также книги Н.Н. Петрова "Аутогенная тренировка для Вас" и Я. Старак, Т. Кей, Д. Олдхейм - "Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым". Все можно скачать в сети. Что касается депрессии, то стоит пройти тест на депрессию и обратиться к психотерапевту, возможно, Вам необходима лекарственная терапия.