Муж всячески пытается подстроить меня под себя
Добрый день =) Хотелось бы попросить совета или комментария ситуации. С мужем я нахожусь в любовных отношениях уже почти 7 лет, около 5 из них мы живём вместе. Он имеет восточные корни (но мама русская), поэтому присутствует тенденция давления на женщину и обесценивание её роли и мнения. Хотя он говорит, что именно ко мне относится уважительно. В начале наших отношений я была очень своенравной девушкой, потом мой характер изменился, я стала спокойней, мягче, стала многое принимать и прощать. Я сознательно не обращаю внимания на его "недостатки", принимаю его таким, какой он есть, хвалю постоянно, стараюсь поддержать семейные отношения в романтичном и любящем русле. Вследствие чего - по прошествии 5 лет - мой муж теперь уверен, что он "идеален", а я какая-то вся очень несовершенная, поэтому его замечания сыпятся на меня каждые пять минут. В какой-то момент (где-то пару месяцев назад) мне надоело слушать его бесконечные претензии, которые постоянно увеличивались, и я начала отвечать, сознательно идти на конфронтацию. Я понимаю, что ему сложно перестроиться с полного моего принятия (которое проявлялось в течение 5 лет, но мне кажется, что он уже стал перегибать палку) на стиль компромиссного решения... В последнее время у нас возникает множество конфликтов на фоне того, что я не делаю так, как он хочет или видит какую-то ситуацию (недостаточно убираюсь и готовлю, не сразу мою посуду, не делаю так, как он сказал, пошла гулять с подругой не в то время, когда можно и т.д. - конфликты в основном на бытовой почве или связаны с нарушением правил, им установленных). Он говорит, что женщина должна слушаться мужчину, быть покладистой. Помимо всех означенных проблем, мой муж страдает какой-то странной формой чистоплотности - он моет руки по 50 раз в день (после грязного телефона, денег, после бутылки с водой, после бумажки, которую принёс с улицы, после журнала и т.д.), сам моется минимум по 3 раза в день (и меня пытается постоянно заставить мыться больше 2 раз в день), меня заставляет всё мыть (бутылки, все пачки, которые хранятся в холодильнике, шоколадки и т.д.), говорит, что я должна сказать ему спасибо за то, что он не приказывает мне иметь 2 пары очков (которые на носу ;) - домашние и уличные, потому что мои очки тоже грязные... Когда я пытаюсь ему сказать, что мне надоели его замечания, и мне так тяжело жить - он говорит, что я должна подстроиться под него и его правила, а если меня что-то не устраивает - то могу уходить... Хотя говорит он эту фразу в основном для пущей обиды, а не серьёзно... Говорит, что если я действительно начну собирать вещи, то он меня никуда не пустит... В связи с этим хотела бы спросить - чем может быть вызвана эта ситуация? Что можно сделать и как правильно себя вести? Как мне дальше с ним общаться? С чем может быть связана его чрезмерная чистоплотность? Спасибо =)
Любовь, Москва, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : У Вашего мужа обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), это тревожное расстройство, которое характеризуется навязчивыми идеями, мыслями, страхами, которые приводят к повторяющемуся поведению (как по принуждению). Человек с ОКР может понимать, осознавать, что у него неразумные навязчивые идеи, и он может пытаться игнорировать их или останавливать, но это только увеличивает его тревогу и панику. В конечном счете он чувствует, что вынужден выполнять навязчивые действия, чтобы облегчить свое стрессовое состояние и чувства. ОКР часто сосредотачивается вокруг такой темы как страх микробов, страх заражения, грязи. Чтобы облегчить эти страхи, человек может навязчиво мыть руки, пока кожа на руках не потескается и не заболит. Несмотря на все усилия больного, мысли и обсессивно-компульсивное поведение продолжает атаковать, постоянно возвращается. Это приводит к утверждению ритуалов, и все это порочный круг, который характерен для ОКР. Действия нацелены на то, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, но это только дает временное облегчение. Неисполнение навязчивых ритуалов может вызвать еще большее беспокойство. Причины ОКР до конца не изучены. ОКР связано с генетическими и наследственными факторами, с химическими, структурными и функциональными нарушениями в головном мозге. Лечение - лекарственная и психотерапия, но Ваш муж врядли когда-либо согласиться на это, учитывая страх обращения к психологу (до сих пор путают с психиатром) и довольно низкую психологическую грамотность в России. Вы можете самостоятельно изучить тему и лучше понимать, как Вы можете жить с человеком, который болен ОКР.