Паникую при мысли о том, что когда-нибудь умру
Здравствуйте! У меня в последнее время происходит паника при мысли о том, что когда-нибудь я умру, мне становится безумно страшно, не могу глотать. Я понимаю, что этого не избежать. Прошу дать совет, как мне быть и принять этот факт! Спасибо заранее.
Марина, Таллинн, Эстония, 31 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : В данном случае есть два направления. Первое - это Ваша склонность к накоплению и выбросу тревоги через вегетативные дисфункции (дисфагия - нарушение глотания, то есть в целом это нарушения работы пищеварительного тракта). Обратите внимание. Второе - это отсутствие, как я предполагаю, какой-либо собственной системы координат (моя жизнь в разрезе времени или бесконечности), собственной идеологии (смысл). Скорее всего, в семье избегались любые разговоры на тему смерти, Вы впитывали только напряжение и тревогу из-за неопределенности, как часто бывает у детей. В результате, будучи уже взрослой, произошел сдвиг критической массы непроработанного страха, на который могли повлиять события или возраст или иные обстоятельства. Что привело в действие этот страх? Именно сейчас. Если Вы подозреваете, что до сих пор страдаете из-за потери близкого человека, надо обратиться за помощью к специалисту, чтобы справиться с последствиями травмы. Если говорить об отношении к собственной смерти, то, конечно, все мы должны однажды присоединиться к ушедшим. Реальность, что жизнь конечна, в какой-то момент поражает человека, но и это можно использовать для жизни, осознание может побудить нас к решительным действиям и к чувству ценности каждого дня. В поисках своего ответа, своей философии Вы можете ознакомиться с книгами: Джулиан Барнс «Нечего бояться», Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании», Эпикур «Письмо к Менекею».