Как справиться со страхом после взрывов в метро?
Здравствуйте, уважаемые консультанты! 11.04 (для меня сегодня) в Минске произошёл теракт в метро, множество пострадавших, есть погибшие. В Беларуси такого не было никогда. Я ехала мимо этой станции за полчаса до взрыва, кто-то из близких за 10, за 5 (конец рабочего дня). Сейчас я и мои друзья в состоянии шока, страшно ехать завтра на работу, страшно, за себя, за близких. Подскажите, что делать, как не впасть в паранойю, как пережить трагедию, я ощущаю близость смерти... Может, есть какая-то литература или сайты, что можно почитать. Сейчас состояние безысходности.
Тата, Минск, 25 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Очень сопереживаю и сочувствую всем, кого коснулась эта трагедия. Для преодоления любого вида страха надо прежде всего признаться самому себе в том, что тебе страшно. Это довольно трудно, так как человеку свойственно гнать от себя подобные мысли. Надо также понять, что именно вызывает этот страх (чего я боюсь прежде всего при теракте: ранений, смерти, неожиданности, крови, самого страха и т.д.). А когда сам страх станет наиболее ясным, необходимо выработать способ преодоления, исходя из своих личностных особенностей. У каждого человека такой способ сугубо индивидуален. Постарайтесь не оставаться в одиночестве. Страх тяжело переносить в одиночестве. Говорите о том, чего Вы и другие боятся в связи с произошедшим. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если поддерживайте его, говорите на эту тему. Есть ряд дыхательных упражнений: 1. Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните. Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза; 2. Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно на середине выдоха сделайте паузу на 1—2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза. Если человеку, который испытывает страх, трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему — дышите вместе. Это поможет успокоиться, почувствовать, что он не один. По возможности обратитесь очно к психологу. Читайте также о методе психологический дебрифинг.