Предательство подруг
Я узнала о предательстве сразу нескольких подруг, о том, как они оскорбляли меня за спиной и высмеивали, а в глаза улыбались. Мы знакомы почти 10 лет в общей сложности, но близкое общение то вспыхивало, то погасало, у нас были периоды, когда не общались (не ссоры, просто своя жизнь). Последние 3 года общались очень тесно. Недавно одной из подруг срочно потребовался какой-то код, который был у нее вконтакте. Ей нужно было срочно, а у нее не было интернета, она дозвонилась из всех знакомых только до меня, дала пароль от вк и попросила найти в переписке с другой подругой этот код. Пока я, держа телефон с ней на ухе, искала этот код на компьютере в ее вк, я увидела, что в переписке были разговоры обо мне в негативном ключе. Передав ей код, я положила трубку и прочитала все ее диалоги вконтакте с общими знакомыми. Я узнала о том, что последние три года (дальше уже не читала) мои подруги ненавидели меня, использовали в корыстных целях, постоянно высмеивали. Их злило, когда у меня все хорошо, и они радовались, когда плохо. При этом лично мне мои подруги писали слова поддержки, звали погулять, это было регулярно. Общение было близкое с каждой из них, я доверяла им все свои переживания и выслушивала все их проблемы, поддерживала. Переписки были мерзкие и ядовитые, более того, были периоды, когда они пересылали переписки со мной друг другу каждый день, для них это было развлечением. Я давала им деньги в долг, а они жаловались друг другу, что мало дала. Периодически они находили себе оправдания, почему продолжают общение (помогаю найти работу кому-то из них, сижу с ребенком и т.д.) и строили планы, как пошлют меня, когда эта необходимость в моей помощи отпадет, но когда необходимость отпадала, они меня не посылали. Апофеозом стала информация о том, что они за спиной рассорили меня с моим женихом и наговорили ему про меня, сочинив целую легенду о том, что я якобы рассказывала им о нем за спиной (они обсуждали, как лучше эту легенду придумать), и также пытались подложить под моего жениха других девушек, чтобы он мне изменил. В переписках доминировала оценка меня как дуры, которой они делают одолжение, что со мной общаются. При том, что по социальному статусу я выше их (недавно окончила второе высшее, работаю, имею широкий круг знакомств, общительна, а они сидят в этой замкнутой компании подружек на содержании у мужчин или на пособия, образования либо нет, либо еле-еле получили корочку). Своим превосходством я никогда не кичилась, наоборот пользовалась этим для помощи им, особенно с работой или связями, деньгами, без ожидания чего-то в ответ. Я довольно неконфликтный человек и не могу высказать, что все читала и поделиться с ними чувствами, потому что для себя твердо решила, что в душу к себе больше их не пущу, что буду дальше жить без них, благо, эмоциональной зависимости от тусовки, как в юности, у меня больше нет. Слушать их объяснения тоже не хочу, т.к. они лживые и наверняка придумают коллективно стратегию поведения. Благо, сейчас начался очередной период "отдаления", связанный с моим переездом в другой город, и я просто сведу общение на нет - занята, нет времени общаться, и так постепенно до нуля. Вопрос у меня к Вам такой. Как Вы считаете, почему такое могло произойти? Меня впервые предали, да еще так низко и коллективно. Какие качества во мне могли спровоцировать такую коллективную травлю, причем травлю за спиной, без личных высказываний в глаза? Мне сложно предположить, что из-за таких поводов, как то, что я могу посидеть с чьим-то ребенком или раз в полгода одолжить деньги, при всей неприязни ко мне меня могли так долго держать в этой компании, а также доверять мне полностью все свои секреты и переживания. Ведь не только я пускала их в душу, но и они меня. Как объяснить их поведение? Как понять, что именно надо в себе изменить, чтобы такое больше не происходило? В подругах меня привлекала их открытость, то, что можно с ними было общаться без "масок", быть собой, каждая из нас друг другу признавалась в своих отрицательных чертах характера, ревности, плаксивости и т.д., мы все очень эмоциональны и в этом понимали друг друга, за это их и ценила. У меня много знакомых и друзей, но этих считала самыми близкими, мы давно друг друга знали плюс общая компания, а не единичные связи. Эта история произошла почти месяц назад, первые два дня я была в шоке, вроде теперь живу нормально,работаю, общаюсь с людьми, но мысли периодически возвращаются в те переписки, перед глазами всплывают фразы обо мне. Как разобраться в себе и сделать правильные выводы, сформировать опыт и идти дальше?
Татьяна, Москва, РФ, 31 год
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ :
Чтобы разобраться в такой ситуации, нужно попытаться понять, что происходит внутри нее. Вы пишете, что они вам и сами доверялись - это важный момент. Думаю, вас не ненавидят, просто они - несовершенные люди со своими слабостями. Вы поднялись чуть выше их по социальной лестнице, и даже если не демонстрировали своего превосходства, все равно этот факт мог вызывать у подруг зависть. Ваше положение, наличие жениха, более насыщенная жизнь - зависть никто не отменял. Она рождается в душах людей, иногда даже успешных или духовно крепких,спонтанно, и с ней приходится работать.  Если же мы имеем дело с "кумушкой", которая не задумывается о таких вещах, как работа над собой, то откуда ждать духовных высот? Есть такое правило - не демонстрировать особенно  свое счастье перед теми, у кого его нет. Стараться не провоцировать никого, может быть даже скрывая какие-то свои успехи.
Я думаю, они искренне считали вас своей подругой, потому и открывались, вели себя внешне совершенно нормально. А когда вас не было - давали волю тому, что их томило изнутри. И считали, что это тоже нормально - ну вы же реально, в чем-то успешнее, а значит, потенциально можете превознестись и презирать их. Вы можете презирать их, а они могут из зависти строить козни вам - вот такой "паритет". Кстати, вспомните - не бывало ли такого, что в вашем присутствии столь же нелицеприятно обсуждали кого-то другого? Общих знакомых, или, может, знаменитостей? Может быть это бывало, но вы не обращали внимания? В любом случае, для них это просто нормальное поведение. К сожалению, вам не повезло с подругами.
Я думаю, ваша ошибка в том, что вы доверились этим подругам, слишком идеализируя понятие "дружба".  Это мое личное мнение, но я считаю, что женская дружба, это что-то вроде зверя единорога - про него ходят легенды, но никто его никогда не видел! ))  Нет, ну бывают, наверное, случаи, но довольно редко. Вообще, в жизни мы только родственников не выбираем, а друзей и подруг - выбираем. Поэтому доверяться слепо никому нельзя. Желательно все же выстраивать границы, ограждая те области, где вы уже не сможете простить нанесенные удары, причиненную боль. А если уж пустили в эти границы - постарайтесь теперь простить "подруг".  Они не умны и несовершенны, и это им же в жизни сослужит плохую службу - сами себя накажут рано или поздно. А вы извлечете из этой ситуации полезный урок и станете мудрее. "Доверяй, но проверяй", что назыввается.
Всего доброго!