Испытываю необоснованное чувство стыда
Здравствуйте. Иногда я испытываю необоснованное чувство стыда, мне неприятно от этого. Оно просто появляется из ниоткуда, и мне хочется исчезнуть, провалиться сквозь землю, потому что стыдно. Обычно оно быстро проходит, минут 5-10. Но я не понимаю, откуда оно берется, никаких поводов нет. Это нормально?
Анастасия, Россия, 18 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Могу предположить, что Ваше чувство стыда проявляется спонтанно, но является общим фоном вины, Вы можете заниматься самообвинением, самокритикой регулярно. Например, если что-то в Вашей жизни или семейной истории, или Вы сами не соответствуете стандартам, поскольку у каждого человека есть свои представления о том, что является приемлемым стандартом в отношении действий, мыслей и чувств. Также приступы стыда могут быть связаны с самооценкой, если Вы столкнулись с негативными состояниями, то можете обвинять и стыдиться своего «плохого Я». Еще, как ни странно, но чувство стыда дает нам чувство контроля над чувствами и поведением других людей. Пока мы считаем, что мы являемся причиной того, как другие себя ведут (отвергают, не любят и т.п.), это позволяет нам верить, что мы можем с этим что-то сделать, изменив себя, делая все правильно (и нас примут, поймут, полюбят...). Стыд, кроме того, может защищать нас от других чувств, которых мы боимся чувствовать, дает нам чувство контроля над нашими собственными чувствами. Стыд может помогать скрывать одиночество, горе, печаль или чувство беспомощности. Вам поможет индивидуальная консультация.