Как справиться с внутренним напряжением?
Здравствуйте, Оксана! Хотелось бы услышать мнение и совет специалиста. Как самостоятельно справиться с внутренним напряжением, волнением? Дело в том, что сейчас я переживаю очень непростую ситуацию. Моя мама болеет раком, остались, наверно, считанные месяцы (а может, и недели), т.к. состояние ухудшается с каждым днём. А я ухаживаю за ней, пришлось переехать из своей квартиры к ней, т.к. она не в состоянии себя обслуживать. Вынужденный переезд, хоть и временный, - уже огромный стресс для меня. Отсутствие возможности выйти на улицу, отдохнуть или заняться каким-нибудь приятным делом - тоже. И, конечно же, тяжело видеть, как родной человек страдает (мама прикована к постели, любые попытки просто повернуться на бок вызывают боли), страшно и обидно от осознания собственной беспомощности перед болезнью. Ухаживать за мамой помогает её сестра: она приходит к ней, когда я на работе. Во многом помогает муж. Я не жалуюсь и мне не очень трудно ухаживать за больным человеком (за несколько месяцев привыкла), но постоянное внутреннее напряжение не даёт нормально жить: в последнее время стала сильно болеть голова, несколько раз случались панические атаки, стала срываться на мужа, а иногда и на маму (за это бесконечно стыдно!). И да, работаю я учителем, сейчас мне легче, т.к. детей нет в школе, а что же будет в сентябре? Не хочу, чтобы моё внутреннее состояние как-то сказалось на отношениях с учениками и работе в целом. Пожалуйста, посоветуйте какие-нибудь действенные упражнения, приёмы, чтобы хотя бы на время работы отпускать ситуацию, не думать о плохом и т.д. Успокоительные пить боюсь, вдруг из-за них не смогу проснуться ночью, если мама меня позовёт... Спасибо!
Елена, Тула, Россия, 25 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Чтобы избавиться от внутреннего напряжения, очень желательно понять, что его вызывает. Общая стрессовая ситуация - это слишком размыто. Скорее всего есть что-то конкретное, какая-то мысль, установка, которая сильно конфронтирует с ситуацией, и на которую, как на гвоздь, наматываются остальные проблемы. Это может быть страх смерти (не только маминой, но и своей или еще чьей-то), страх перед будущим, страх упущенной возможности, сильное недовольство разрушающимся благополучием, или что-то в этом роде. Это может быть ваша тревога из-за потери контроля над жизнью и событиями. Важно выявить эту установку - за что, разрушающееся в данный момент, вы внутренне уцепились и не можете отпустить? Важно осознать это и принять, отпустить. Тогда переносить всю эту напряженную ситуацию вам станет легче. Когда знаешь, что делаешь, и почему именно так, когда принимаешь неизбежное - трудности переносятся легче. Не за все на свете мы в ответе - есть еще просто сама жизнь, не нами придуманная.