Могу ли я сойти с ума?
Здравствуйте. Мне 18 лет. В течение нескольких месяцев я страдал от страха сойти с ума, психозов, шизофрении, страха убить близких. На данный момент эти страхи ушли, и теперь меня одолевает мысль, что я уже сошел с ума и у меня психоз, раз я уже перестал бояться этих страхов. Остались лишь деперсонализация, дереализация, сомнения в своём психическом здоровье. Я посетил 2 психиатров-психотерапевтов, 1 - поставил мне тревожное расстройство, 2 - психиатр с более высоким стажем - панические атаки. Их разговор шел к невротической картине происходящего, что я невротик, а НЕ психотик, что это невроз и т.д. Но я не упомянул, что 2 года назад я неоднократно употреблял марихуану, а сейчас НЕ употребляю, и на тот момент меня ничего не беспокоило, только спустя 2 года меня одолела лисофобия (страх сойти с ума) и моя мнительность. Психоз ли у меня или будет? Могу ли я сойти с ума?
Михаил, Москва, 18 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы должны понимать, что диагноз ставит психиатр. Что касается психотического расстройства и его проявлений (скорее всего, в данном случае без симптомов шизофрении), то это: галлюцинации (в зависимости от анализатора выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные). Галлюцинации могут быть простыми (звонки, шум, оклики) и сложными (речь, сцены). Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации, так называемые «голоса», которые человек может слышать доносящимися извне или звучащими внутри головы, а порой и тела. В большинстве случаев голоса воспринимаются настолько ярко, что у человека не возникает ни малейшего сомнения в их реальности. Голоса могут быть угрожающими, обвиняющими, нейтральными, императивными (приказывающими). Последние по праву считаются самыми опасными, так как часто человек подчиняются приказам голосов и совершают поступки, опасные для себя или окружающих. бредовые идеи - суждения, умозаключения, не соответствующие действительности, полностью овладевающие сознанием больного, не поддающиеся коррекции путем разубеждения и разъяснения. Содержание бредовых идей может быть самым разнообразным, но чаще всего встречаются: бред преследования (когда считают, что за ними ведется слежка, их хотят убить, вокруг них плетутся интриги, организуются заговоры), бред воздействия (со стороны экстрасенсов, инопланетян, спецслужб с помощью излучения, радиации, «черной» энергии, колдовства, порчи), бред ущерба (подсыпают яд, крадут или портят вещи, хотят выжить из квартиры), ипохондрический бред (убежден, что страдает какой-то болезнью, часто страшной и неизлечимой, упорно доказывает, что у него поражены внутренние органы, требует оперативного вмешательства). Встречается также бред ревности, изобретательства, величия, реформаторства, иного происхождения, любовный, сутяжнический и т.д. Это двигательные расстройства, проявляющиеся в виде заторможенности (ступора) или возбуждения. При ступоре человек застывает в одной позе, становится малоподвижным, перестает отвечать на вопросы, смотрит в одну точку, отказывается от еды. В состоянии психомоторного возбуждения, наоборот, находятся все время в движении, говорят без умолку, порой гримасничают, передразнивают, бывают дурашливы, агрессивны и импульсивны (совершают неожиданные, немотивированные поступки). Это также расстройства настроения, проявляющиеся депрессивными или маниакальными состояниями. Депрессия - сниженное настроение, тоска, подавленность, двигательная и интеллектуальная заторможенность, исчезновение желаний и побуждений, снижение энергетики, пессимистическая оценка прошлого, настоящего и будущего, идеи самообвинения, мысли о самоубийстве. Маниакальное состояние проявляется необоснованно повышенным настроением, ускорением мышления и двигательной активности, переоценкой возможностей собственной личности с построением нереальных, порой фантастических планов и прожектов, исчезновением потребности во сне, расторможенностью влечений (злоупотребление алкоголем, наркотиками, неразборчивые половые связи). Все эти проявления психозов относятся к позитивным расстройствам, названных так потому, что появившаяся во время психоза симптоматика как бы добавляется к доболезненному состоянию психики. Довольно часто (хотя и не всегда) у человека, перенесшего психоз, несмотря на полное исчезновение его симптомов, появляются так называемые негативные расстройства, которые в ряде случаев приводят к еще более серьезным социальным последствиям, чем само психотическое состояние. Негативные расстройства называются так потому, что происходит изменение характера, личностных свойств, выпадение из психики мощных пластов, ранее ей присущих. Человек становится вялым, малоинициативным, пассивным. Часто наблюдается снижение энергетического тонуса, исчезновение желаний, побуждений, стремлений, нарастание эмоционального притупления, отгороженности от окружающих, нежелание общаться и вступать в какие либо социальные контакты. Нередко у них исчезают присущие им ранее отзывчивость, душевность, чувство такта, а появляются раздражительность, грубость, неуживчивость, агрессивность. Кроме того, появляются расстройства мышления, которое становится нецеленаправленным, аморфным, ригидным, бессодержательным. Вам поставили "тревожное расстройство" и "панические атаки", что и есть подвид тревожного расстройства (паническое расстройство). Навязчивые мысли говорят также о тревожно-фобическом расстройстве или возможно, об ОКР (обсессивно-компульсивном расстройстве). Вы не сойдете с ума. Но Вам нужно иметь план лечения, который обычно включает психотерапию и медикаментозное лечение.