Постоянно хочется все упорядочивать и мыть руки
Здравствуйте! Хотела бы у вас проконсультироваться, поскольку в последнее время замечаю в себе какие-то странности. Первое - за последние несколько месяцев заметила, что появилось постоянное желание мыть руки, потому что кажется, что они грязные (даже если это не так), периодически даже просыпаюсь с мыслью, что мне срочно надо помыть руки. То же самое и с мазаньем губ гигиенической помадой, постоянно хочется это делать, даже несмотря на то, что с губами, как и с руками, все нормально. Также часами могу перебирать вещи, вымывать и прибирать комнату по 5 раз в неделю, даже если все чисто, в какой-то степени перфекционизм даже, постоянно хочется все упорядочивать, перебирать... Второе - перед выходом из дома/важным событием/или просто на пустом месте возникает какое-то внутреннее беспокойство, начинаю судорожно ходить по квартире и смотреть, выключены ли посторонние электроприборы, и все такое, перед выходом из квартиры могу минут по 15-20 ходить кругами и думать, все ли взяла, все ли сложила, а потом - закрыла ли дверь, выключила ли свет, даже если все было сделано. И третье - какие-то странные навязчивые мысли. Если мне становится грустно из-за какого нибудь даже небольшого происшествия, то начинает казаться, что все бессмысленно, что это грустное состояние надолго и что все, что я делаю - бессмысленно, и все такое. Это проходит также внезапно, как и начинается. Когда беру нож в руки, чтобы нарезать овощи, невольно появляются мысли, как режу людей или зверей, даже если не хочу думать об этом. Читала в интернете, что это как вроде симптомы ОКР, но не уверена.. Знаю только, что примерно год-два назад было не так много странностей, соответственно, меня тогда это особо не беспокоило. А сейчас как-то не по себе.. Что это может быть? Как от этого избавиться?
Аноним, Россия, 15 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это признаки обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), который включает в себя навязчивые идеи и мысли и успокаивающие ритуалы (действия, мысли). Навязчивые мысли, образы или импульсы (обсессии), которые возникают снова и снова, воспринимаются как бесконтрольные. В большинстве случаев человек понимает, что эти мысли не имеют никакого смысла. Навязчивые идеи, как правило, сопровождается интенсивными и отвергаемыми чувствами, такими как страх, отвращение. Навязчивые мысли (обсессии) в ОКР: Загрязнение (страх перед..): - биологические жидкости (кал, моча), микробы / болезни (например, герпес, ВИЧ), загрязнение окружающей среды (например, радиация), бытовая химия (например, растворители), грязь Потеря контроля: - страх навредить себя (порыв, импульс), страх навредить другим (порыв, импульс), страх перед насильственными картинками/образами в воображении, страх неконтролируемого использования ненормативной лексики, оскорбления, страх воровства, страх причинить вред любому имуществу, страх совершить что-то ужасное и нести за это ответственность (например, поджог), страх причинить вред другим людям из-за своей неосторожности (толкнуть кого-то, например) Навязчивые идеи, относящиеся к перфекционизму: - переживание о четкости или точности, страх что-то потерять или забыть важную информацию, страх потерять вещи Нежелательные сексуальные мысли: - запрещенные или извращенные сексуальные мысли или картинки, навязчивые мысли о гомосексуализме, желания, связанные с детьми или с кровосмешением, навязчивые мысли об агрессивном сексуальном поведении по отношению к другим Навязчивые мысли, связанные с религией: - страх оскорбить Бога или мысли о богохульстве, чрезмерное беспокойство о нравственности/безнравственности Другие навязчивые темы: - суеверия относительно счастливых/несчастливых чисел или определенных цветов. Навязчивые ритуалы в ОКР (компульсии): Мытье и чистота: - чрезмерно частое мытье рук, принятие душа, чистка зубов, иные гигиенические процедуры - чрезмерно частая уборка дома/предметов дома Проверка: - проверка, что вы не сделали ничего, что может навредить другим или себе, что вы не ошиблись, что не произошло ничего страшного, что вы здоровы, все части тела на месте Повторение: - перезапись, перечитывание, повторяющиеся движения тела (например, постукивание, троганье, мигание), повторение действий определенное количество раз, потому что это "хорошо", "правильно" или "безопасно". Все, что Вы описали, - перебирание вещей, прибирать комнату по пять раз, проверять, все ли выключено, и тому подобное, это ритуалы, которые при ОКР используются для снижения тревоги из-за навязчивых мыслей. Первый шаг в лечении ОКР это повышение уровня образования (психологическая компетентность) относительно этого расстройства. Если не понимать, что такое ОКР, причины, условия развития подобных мыслей, методы воздействия, то человек может подходить к лечению с опаской и сомнениями.Также он может бояться, что врач или психолог/психотерапевт могут сразу отправить его в психиатрическую клинику. Лечение ОКР это сочетание медикаментозной терапии и обычно - когнитивно-поведенческой терапии. Для этого Вам необходим невролог, психолог/психотерапевт.