Боюсь, что у меня точно психоз или шизофрения...
Здравствуйте! Меня беспокоит мое психическое состояние. Началось все это после перенесенного стресса (расставание с парнем) появилась утренняя тревога, бессонница, навязчивые мысли "люблю ли я его" и все в этом роде... я очень переживала, накручивала себя... потом наткнулась на истории людей, которые боятся нанести вред своим близким... и у меня появился этот страх, я боялась смотреть на ножи, в голове рисовались ужасные картины. После всего этого у меня случилась ПА. Вместо того, чтобы идти к доктору, я стала день за днем посещать сайты людей, которые столкнулись с этой проблемой. На время я успокоилась, но после того, как проснулась утром с бредовыми бессмысленными мыслями, я подумала, что я точно шизофреничка. Мое состояние длится уже второй год... я очень зациклена на своем состоянии... мне приходят ужасные мысли, и я почти уверена, что у меня психоз или шизофрения. То мысли (образы), как я схожу с ума... как убиваю людей... и мне это не нравится (от этих мыслей мне так плохо... что постоянно чувствую боль в груди... Скажите, пожалуйста, что это... я понимаю, что без очного осмотра точный диагноз не поставишь, но все же... на что это похоже - невроз или психоз?
Светлана, Россия, Калуга, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы описываете симптомы обессивно-компульсивного расстройства (ОКР). ОКР является тревожным расстройством, когда у человека нежелательные идеи или импульсы (так называемые навязчивые идеи), и/или желание или принуждение сделать что-то, чтобы облегчить дискомфорт, вызванный одержимостью (ритуалы). Эти идеи бессмысленные, повторяющиеся, тревожные, трудно преодолимы. Есть несколько теорий, объясняющих причины развития ОКР. Например, биологическая теория обращает внимание на повышенную активность префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за когнитивные и поведенческие функции, эмоции, исполнительные функции, принятие решений, контроль импульсов, абстрактное мышление. Было высказано предположение, что при ОКР головной мозг испытывает трудности игнорирования импульсов, например, когда мысль "люблю ли я его" начинает вызывать беспокойство, Вы можете решить этот вопрос для себя путем наблюдения, анализа, разговоров с мужчиной и т.д., импульс реализован, наступила разрядка. Но при аномальной активности, например, орбитальной части лобной коры, хвостатого ядра базальных ганглиев, эта схема не работает, мозг не отключается от схемы и снова и снова идет по кругу или проверка чувств, состояния здоровья или беспокойство начинает "крутиться" по всему организму и мышлению (в Вашем случае Вы постоянно скачете от одной идеи к другой - нет ли у меня шизофрении, я схожу с ума, могу ли я навредить и т.д.). При лечении используют медикаментозную и психотерапию. Также стоит обследоваться у невролога. Что касается терапии: ссть экспозиционный метод, когнитивно-поведенческая терапия, методы переоценки и переориентации, также внесение изменений в образ жизни (музыка, бег и т.д.), можно освоить методы релаксации (дыхание, мышечное расслабление).