Мне мне в голову лезут ужасные мысли
Часто мне в голову лезут ужасные, отвратительные мысли, которые я никак не могу контролировать. Они появились у меня ещё лет в 7-8. И вначале это были мысли о смерти кого-то из моих близких, и я очень боялась, что такое случится на самом деле. Тогда я про себя повторяла, что все хорошо, и иногда даже вертела головой. Но когда я стала старше, меня уже не пугала смерть моих родственников. У меня в голове начали появляться другие противные мне мысли (я не буду рассказывать какие). Я не знаю, что это такое и как с этим справляться. Помогите мне, пожалуйста.
Алиса, Беларусь, 14 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вероятнее всего, речь идет о навязчивых мыслях или обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) - расстройстве мышления и поведения. ОКР включает в себя навязчивые идеи и мысли и успокаивающие ритуалы (действия, мысли). Навязчивые мысли, образы или импульсы (обсессии), которые возникают снова и снова, воспринимаются страдающим от ОКР как бесконтрольными. В большинстве случаев человек понимает, что эти мысли не имеют никакого смысла. Навязчивые идеи, как правило, сопровождается интенсивными и отвергаемыми чувствами, такими как страх, отвращение. Исследования показывают, что большинство людей имеют нежелательные навязчивые мысли время от времени, но в контексте ОКР эти навязчивые мысли приходят слишком часто и вызывают крайнюю тревогу, вторгаясь в ежедневную жизнь, в нормальное функционирование, и искажая ее. Навязчивые действия (компульсии) это поведение или мысли, которые человек использует с целью нейтрализации, противодействия, чтобы навязчивые идеи прекратились. Люди с ОКР понимают, что это только временное решение, но не знают лучшего способа справиться, поэтому полагаются на вот такие вынужденные действия. Компульсии могут также включать в себя избегание ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи. В большинстве случаев, люди с обсессивно-компульсивным расстройством чувствуют себя так, что словно они вынуждены выполнять все эти действия, они не желают этого и все это мучительно для них. При ОКР компульсивное поведение это попытка бегства для уменьшения беспокойства из-за навязчивых мыслей. Навязчивые мысли (обсессии) в ОКР: Загрязнение (страх перед..): - биологические жидкости (кал, моча), микробы / болезни (например, герпес, ВИЧ), загрязнение окружающей среды (например, радиация), бытовая химия (например, растворители), грязь Потеря контроля: - страх навредить себе (порыв, импульс), страх навредить другим (порыв, импульс), страх перед насильственными картинками/образами в воображении, страх неконтролируемого использования ненормативной лексики, оскорбления, страх воровства, страх причинить вред любому имуществу, страх совершить что-то ужасное и нести за это ответственность (например, поджог), страх причинить вред другим людям из-за своей неосторожности (толкнуть кого-то, например). Навязчивые идеи, относящиеся к перфекционизму: - переживание о четкости или точности, страх что-то потерять или забыть важную информацию, страх потерять вещи. Нежелательные сексуальные мысли: - запрещенные или извращенные сексуальные мысли или картинки, навязчивые мысли о гомосексуализме, желания, связанные с детьми или с кровосмешением, навязчивые мысли об агрессивном сексуальном поведении по отношению к другим Навязчивые мысли, связанные с религией: - страх оскорбить Бога или мысли о богохульстве, чрезмерное беспокойство о нравственности/безнравственности. Другие навязчивые темы: - суеверия относительно счастливых/несчастливых чисел или определенных цветов. Навязчивые ритуалы в ОКР (компульсии): Мытье и чистота: - чрезмерно частое мытье рук, принятие душа, чистка зубов, иные гигиенические процедуры; - чрезмерно частая уборка дома/предметов дома. Проверка: - проверка, что вы не сделали ничего, что может навредить другим или себе, что вы не ошиблись, что не произошло ничего страшного, что вы здоровы, все части тела на месте. Повторение: - перезапись, перечитывание, повторяющиеся движения тела (например, постукивание, троганье, мигание), повторение действий определенное количество раз, потому что это "хорошо", "правильно" или "безопасно". Первый шаг в лечении ОКР - это повышение уровня образования (психологическая компетентность) относительно этого расстройства. Если не понимать, что такое ОКР, причины, условия развития подобных мыслей, методы воздействия, то человек может подходить к лечению с опаской и сомнениями. Также он может бояться, что врач или психолог/психотерапевт могут сразу отправить его в психиатрическую клинику (Вас никто не отправит). Лечение ОКР это сочетание медикаментозной терапии и когнитивно- поведенческой терапии. Для этого Вам необходим невролог, психолог/психотерапевт. И Вам необязательно рассказывать абсолютно все свои образы, импульсы, достаточно обозначить, что Вас в принципе мучают навязчивости, можете врачу/психологу привести какой-то приемлемый для Вас пример.