Почему при ОКР возникает желание сделать что-то ужасное?
Здравствуйте, Арина! Объясните, почему при ОКР возникает желание сделать что-то ужасное (например, ударить, толкнуть, убить)? Это просто ужас. Это действительно ОКР, скажите, я не маньячка? Меня это очень беспокоит.
Вика, Краснодар, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Эволюционный психолог Дэвид Басс, автор книги "Убийца по соседству", в своих исследованиях приходит к выводу, что в примитивных обществах преобладало убийство ради выживания и во время военных действий, но в современном мире оно является более сложным явлением. Эволюционная конкуренция адаптировала человеческий разум под убийство и сделало его фундаментальным, а не навязанной извне патологией. На протяжении всей истории человечества убийства успешно повышали шансы на качественное потомство, например. Реальные, так и воображаемые увечья или убийства позволяют получить партнера, ослабить чувство ревности, проявить власть над сексуальными партнерами, чтобы соблазнять и переманивать их у других, убирать конкурентов. Тревожное расстройство может усиливать инстинктивные намерения и активизировать префронтальную кору. Все эти порывы, разыгрываемые сценарии в голове никогда не реализуются в жизни, но позволяют оценить ситуацию, при этом префронтальная кора помогает просчитывать, как станет развиваться ситуация, и выбирать из нескольких вариантов оптимальный. Именно префронтальная кора оказывает мощное воздействие на способность анализировать и контролировать свое импульсивное поведение. Во время воспроизведения в воображении жутких картинок эта кора повышенно активна. В результате проигрывание страшных сценариев имеет эволюционную причину, а также помогает снижать тревогу при правильном понимании происходящего. Ваша оценка неверна, и потому Ваше напряжение усиливается.