Боюсь умереть и испытываю тревогу из-за этого
Здравствуйте! Я боюсь смерти. Боюсь умереть сама и смерти родных. Всегда, когда иду вечером, сжимаю в кармане ключи в кулак, чтобы можно было обороняться. Если у моего подъезда стоит незнакомый мужчина, то я буду ждать, пока он не уйдёт, даже если опаздываю. Перед сном всегда по 5-6 раз проверяю, закрыта ли дверь. Когда еду в общественном транспорте, представляю, как бы пригнуться, если произойдёт теракт. При недомоганиях думаю на самое страшное и сильно переживаю из-за этого. Боюсь страшной болезни, которая пока просто не показывает признаков. Иногда представляю ситуации, которые могут произойти и навредить здоровью. Например, если я стою на лестничной площадке у лестницы, боюсь, что могу оступиться и упасть вниз. Или, что кто-нибудь случайно толкнёт меня и я напорюсь на что-нибудь острое. Друзья уже называют меня параноиком. Скажите, нормально ли это? И если нет, то как с этим бороться?
Лана, Ижевск, Россия, 17 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это проявления обсессивно-компульсивного расстройства (навязчивости (обсессии) и вынужденные ритуалы (компульсии). Когда человек страдает от навязчивых мыслей, образов, представлений, и если это касается страхов, то они неадекватны ситуации (он не на войне, не под обстрелом, его не захватили в заложники и т.д.). При этом Вы можете осознавать или нет и путаться, насколько Ваши навязчивые идеи являются разумными, и в любом случае они утомительны, мешают ежедневной жизни, отнимают силы, деформируют общение. Вы можете пытаться игнорировать или останавливать мысли или ритуалы, но это будет только увеличивать стресс и беспокойство. В конечном счете, Вы оказываетесь вынуждены пребывать в этом в попытке облегчить свои стрессовые чувства. Лечение необходимо комплексное: медикаментозное, психотерапевтическое. Клинические испытания показали, что препараты, которые влияют на нейромедиатор серотонин, могут значительно уменьшить симптомы ОКР. В первую очередь это неселективные ингибиторы обратного захвата моноаминов (анафранил), селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (циталопрам, флувоксамин/феварин, паксил/пароксетин, золофт/сертралин). Лекарства облегчают симптомы ОКР, так как снижается частота и интенсивность навязчивых состояний, мыслей, действий. Улучшение обычно наступает не менее чем через три недели приема препарата. Одновременно необходима когнитивно-поведенческая терапия. Это наиболее эффективный вид психотерапии для подобного расстройства. Вам стоит посетить невролога и психолога/психотерапевта.