Испытываю тревогу и боюсь причинить вред близким людям
Здравствуйте! Последнее время мучают тревожные мысли, раньше смотрела много ужастиков и думала, что это никак не скажется на психике, видимо, ошибалась. Всплывают в памяти разные картинки иногда, до того дошло, что боюсь вред близким людям причинить, хотя тут же от одной мысли содрогаюсь, плачу и начинаю молиться (в Бога верю), становится легче. Боюсь причинить вред больше всего маленьким деткам, например, сестре. Не так давно произошла биохимическая беременность, но депрессии не было, плохих мыслей сразу же не появилось, но думала, что может с этим связано. В общем, могу охарактеризовать эти мысли как навязчивые... а может, я просто устала и это тревожность? Помогите, пожалуйста, посоветуйте,я уже начинаю думать, что с головой что-то не в порядке. Раньше таких страшных мыслей о причинении какого-то вреда не было, я очень впечатлительная, при мне если кто кого обижает (например, в фильме), могу заплакать... расстраиваюсь... охота защитить.
Анна, Санкт-Петербург, Россия, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) - расстройство мышления и поведения. ОКР включает в себя навязчивые идеи и мысли и успокаивающие ритуалы (действия, мысли). В 20% случаев ОКР проходит без ритуалов. Навязчивые мысли, образы или импульсы (обсессии), которые возникают снова и снова, воспринимаются как бесконтрольные. Начинается все с того, что человек, страдающий от ОКР, не знает, что это, и многое из того, что он испытывает, что происходит у него в уме, он переносит молча, стараясь скрыть даже от самого себя, пока не происходит нарастание. Человек ставит себе диагнозы один страшнее другого, боится обратиться к специалисту, чтобы не услышать что-то для него ужасающее. В результате, человек решает, что это просто его недостатки (как минимум) или что он воплощение зла, в него вселилось зло (как максимум), - и этот психический террор внутри его головы и изоляция усугубляют ОКР. Вы смотрите на свою сестру или на маленьких детей, и что-то в голове говорит Вам причинить вред или задушить ребенка, например. Одновременно Вы знаете, что любите сестру и Вам нравятся маленькие дети, и Вы отвечаете за безопасность сестры, если она рядом, Вы пытаетесь определить, что это за мысли, подавить это желание. Затем возникают непрекращающиеся, болезненные вопросы: означает ли это, что я на самом деле могу нанести вред ребенку? Должна ли я себя оградить от того, чтобы оставаться наедине с ребенком? Может быть, я просто устала? Может быть, я насмотрелась фильмов ужасов? Могу ли я стать одним из тех ужасных людей, которые убивают? И так далее. Весь это анализ стремится привести к уверенности, что нет, нет, нет, но в итоге для человека становится все более запутанным, и страхи кажутся реалистичнее. Наш мозг в принципе может рождать странные, асоциальные, нелепые мысли даже у тех, кто не страдает от ОКР. Но если у здорового человека это проходит без последствий, то при ОКР такие мысли способствуют панике и внутреннему сопротивлению. На самом деле навязчивым мыслям все равно, куда приткнуться, это могут быть мысли о том, чтобы нанести вред себе или другим людям, мысли об отвратительной сексуальной активности, такие как педофилия или инцест, антирелигиозные мысли, или, например, мысли о незаметных обычно соматических функциях, таких как мигание, глотание, дыхание, или мысли о том, что мебель в квартире стоит неправильно и в этом есть какой-то зловещий смысл и т.д. Человек начинает бояться негативных последствий своих странных, вредных, насильственных или сексуально неподходящих мыслей, и тогда он часто начинает использовать ритуалы, навязчивые психические процессы нейтрализации страха. Это отчаянная попытка уменьшить беспокойство и страх последствий. Лечение в данном случае - медикаментозное и психотерапия, а именно - когнитивно-поведенческая терапия. Посетите невролога и психолога. Можете почитать в моем ЖЖ больше вопросов и ответов по ОКР.