Не умею общаться с людьми и брать на себя ответственность
Здравствуйте! У меня проблемы с общением и паническая боязнь новых ситуаций, где надо брать ответственность. Боюсь людей, т.к. не знаю, о чем с ними говорить. В голове пустота. Мысли шаблонные, строю фразы с большой педантичностью, прежде чем их высказать. Чрезвычайно озабочена тем, что обо мне подумают, и паникую из-за малейшей ошибки. Не умею общаться на равных с равными, мне легко со старшими (я впадаю в ступор, когда надо принимать решения - вплоть до банальных бытовых вещей - а старшие всегда советуют). Младших панически боюсь и избегаю. В обществе стараюсь молчать, сейчас вообще стала избегать людей - т.к. я склонна испытывать сильные привязанности даже к малознакомым людям, и постоянно выходит так, что они со мной нянчатся. Самые терпеливые больше года не держатся. Боюсь одиночества и в то же время люблю тишину, т.к. сильно устаю от людей. Совершенно не практичный человек, не умею планировать, в жизни бардак и запущенность. Все откладываю на потом и делаю в последний момент. В голове много запретов - как надо, как правильно. Не умею строить причинно-следственные связи, по каждому пустяку мне нужно посоветоваться. Живу в постоянном страхе, нет никаких интересов - кучу всего начинаю и не довожу до конца, т.к. разочаровываюсь. Из-за трудностей в общении не могу проявить себя в творческих профессиях, которые более-менее чувствую. Людям со мной скучно. А когда я пытаюсь себя менять, это выходит искусственно. Всегда считала себя интровертом, сейчас думаю, что это социофобия - я боюсь разговаривать по телефону на работе, когда люди меня слышат. Боюсь сказать что-то не то. Инфантильна, чувствую себя внутри неумелым 10-летним ребенком и одновременно скучной 60-летней женщиной. Я с детства избегала общения со сверстниками, сейчас это превращается вообще в кошмар. К тому же, быстро утомляют и устаю эмоционально - сделаю мелочь (вроде заложить белье в машинку или помыть посуду) и мне уже надо отдохнуть - обычно ухожу с головой в книги. Не умею себя дисциплинировать. Это может быть признаками шизофрении? Как это лечить? Читала у вас на сайте про "эхо мыслей" - кажется, есть такое, я все время сверяю каждую мысль, проговариваю в голове по несколько раз.
Анна, Москва, 23 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Это не шизофрения, а, скорее всего, перфекционизм. Бессознательное убеждение, что во всем нужно достигать совершенства, несет в себе опасность для психологического здоровья, для чувства любви к себе. Такие люди имеют завышенные ожидания от себя и от других (полного совершенства) и уверены, что другие ожидают от них того же. В результате, от невозможности сделать все наилучшим образом, возникает страх и растерянность. Иногда это выглядит как попытки угодить другим людям и навязчивость, иногда как ступор и апатия. Возможно, в детстве взрослые давали Вашим действиям жесткие оценки, и поэтому у Вас сформировалась эта тенденция - или делать так, чтобы не к чему было придраться, или не делать вообще. Страх получить неодобрение значимого взрослого вынуждает ребенка стремиться постоянно доказывать свою состоятельность или наоборот - лишает мотивации что-либо делать. Судя по всему, у Вас не сформированы свои собственные, личные критерии оценки себя. Наверное, им не позволили сформироваться взрослые, потому, что их авторитет в оценке ребенка гораздо выше для него, чем свой собственный. Я бы сказала, что Вам не хватает любви к себе - безусловной, не зависящей ни от каких действий и результатов. Не ждите одобрения от других - их много, и мнения у всех разные. Научитесь одобрять себя сама. Когда у Вас это начнет получаться, пойдет ощущение радости, а с ним энергия, и тогда появится возможность действительно что-то делать, пойдут успехи, хотя бы маленькие. Поверьте - все, кто пришел в этот мир и удостоился жизни - уже любимы. Для этого не нужно никаких результатов. Попробуйте начать с аффирмации: "я живу, а потому люблю и любима". Постройте себя изнутри, тогда сможете построить свою жизнь снаружи. Желательно продолжить работу со специалистом.