Как избавиться от душевной травмы после изнасилования?
Здравствуйте! У меня ни разу не было парня, но проблема не в этом. Мой первый сексуальный опыт нанёс травмы и физические, и моральные, меня изнасиловали. И теперь у меня ужасное отвращение ко всем мужчинам, сразу замыкаюсь в себе при общении даже с друзьями. Как мне избавиться от этого? Спасибо.
Екатерина, Россия, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Наиболее частые последствия изнасилования - это развитие посттравматического стрессового расстройства, когда происходит повторное переживание травмы, чаще всего в повторяющихся ночных кошмарах, создаются триггеры (обычные слова, звуки, запахи, ситуации могут напоминать и вызывать неприятные ассоциации), также это эмоциональное обеднение (то, что обычно приносит радость, не вызывает отклика) и повышенная тревожность, нарушения сна (нарушение засыпания, поверхностный сон, отсутствие чувства отдыха после сна), повышенная раздражительность. Сексуальные нарушения (образ тела вызывает стыд, прикосновения неприятны) - это может быть дистанцирование (или эмоциональное оскудение), когда в момент травмы тело и психика максимально «отделяются» от происходящего, чтобы выжить, но потом не могут «присоединиться» обратно в полном объеме. Это также имеет отношение к диссоциации (или синдром выключенного тела). Потеря доверия и ревиктимизация – практически у всех жертв насилия можно наблюдать. Диссоциация - это сложный процесс, в котором ум дистанцируется от опыта, потому что это слишком тяжело для психики обрабатывать происходившее, в результате происходит потеря связи с собственными мыслями, воспоминаниями, чувствами, действиями или чувством идентичности. Да, это необходимый механизм выживания в тот момент, но затем Вы получаете себя как бы раздробленную, и с этим надо работать. Также надо работать над снижением избегания этого опыта, на самом деле именно это и даст чувство контроля над травмой, хотя это и кризисный момент, но это позволит снять вину за случившееся и поддержать своего внутреннего ребенка, вернуть доверие к себе и оплакать потерю. Это уже методы совладания (в принципе, это и есть процесс контроля, только он уже развернутый через терапевтические методы) и включение, в данном случае телесное. Какие подходы есть при такой травме: - десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз – этот метод состоит в том, чтобы активировать заблокированную систему мозга, ответственную за важную переработку информации. У нас это происходит во сне через движение глазных яблок определенным образом (траектория), и если по каким-то причинам переработки не произошло, эта возможность воссоздается вот таким образом, то есть через упражнения, которые делаются вместе с психологом или самостоятельно - травма ориентированная когнитивно-поведенческая психотерапия используется для переосмысления дезадаптивных мыслей и изменения негативных установок. Симптомы развиваются и поддерживаются, по крайней мере, частично, путем устоявшихся поведенческих реакций, а также из-за неадекватных знаний о том, что с Вами происходит. Этот подход показывает взаимозависимость мыслей, поведения, чувств, а также физиологических реакций. То есть задача - это психологическое образование, понимание типичных реакций, способов совладания, изменения привычных реакций через методы психической саморегуляции для снятия симптомов напряжения и тревоги – это глубокое дыхание, прогрессивная мышечная релаксация. - телесно-ориентированная психотерапия. Насилие воспринимается как недопустимое, как то, что выходит за рамки социальных норм, и Вы оказались в своем восприятии невольным участником, и можете бессознательно бояться наказания за это. Поэтому все эти эмоции подавляются, искажаются, блокируя сексуальные контакты. На практике это различные упражнения, которые выполняются самостоятельно и регулярно. Есть, конечно, и другие подходы, например, логотерапия, гипноз или групповая терапия. В любом случае Вам стоит подумать над тем, чтобы обратиться к специалисту очно или заочно по скайпу.