Не умею радоваться жизни из-за трудного детства
Не получается радоваться жизни. Все есть, чтобы быть счастливой, никаких особых проблем нету. Но я по-прежнему в печали. По темпераменту меланхолик. Детство было незавидное, мать-истеричка и постоянно кричала на меня матом, и я росла в этой обстановке, отец не принимал никакого участия в моей жизни, хоть и проживал с нами, иногда бил и часто выпивал. В школе меня жутко обижали, но я была маленькой, и большинство обид уже забыто. Несколько лет была затяжная депрессия, доводящая до суицида. Но теперь проблем нет, и жизнь наладилась, скоро выхожу замуж. Но печаль осталась, и радоваться я просто не умею. Полное бесчувствие.
Анна, Россия, 17 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Бесчувствие или точнее эмоциональное онемение может быть признаком ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Такое состояние можно назвать и стратегией выживания. Эмоциональное онемение может быть реакцией на травматические события, такие как сексуальное, физическое насилие. Терапевтическая ситуация, консультирование, терапия могут давать доступ к травмам и способности выражать свои чувства по поводу событий прошлого. Какие навыки для этого надо развивать в ходе терапии: - научиться выявлять и выражать эмоции: будучи ребенком, Вы могли не знать, как сказать, что Вы чувствовали. - научиться быть внимательной к себе, смотреть на травмирующие переживания, не перегружаясь при этом эмоционально. - осваивать такие методы как глубокое дыхание, чтобы можно было сосредоточиться на своих чувствах. - обучаться самоуспокоению, самопомощи.