Как бороться с навязчивыми мыслями?
Мне 23, все началось пять месяцев назад, когда впервые я ощутил неприятный и беспричинный страх до дрожи, которому я придал сильное значение, что-то вроде панического расстройства (как мне говорили в психо-неврологическом диспансере). После того случая я стал постоянно зацикливаться на себе, появились дурные мысли, которые, бывало, доходили до крайности. В такие моменты я, бывало, начинал потеть от этих мыслей, вообще ничего не хотел, и так продолжалось на протяжении всего дня (Это был просто кошмар). Я понимал, что мои мысли - это абсурд, но я думал о них и не мог от них избавиться и поэтому боялся этого состояния. Боялся, что это будет повторяться всегда, что я буду всегда жалеть себя и опять бояться этого. Я стал накручивать себе, что я, может быть, шизофреник, или что когда-нибудь наложу на себя руки (Чего я абсолютно не хотел и не хочу, так как я вполне здоровый человек). Я не собираюсь умирать. Но страх того, что я пленник этой тревоги, меня не покидал, возможно у меня появилась депрессия. В психо-неврологическом диспансере мне выписали амитриптилин. Я изучил практически все о нем. Лекарство в основе от депрессии. Может быть, я это внушил себе, но он мне помогал, то есть при его употреблении, когда я вспоминал всю эту цепочку из моих тревог, у меня не было страха и навязчивости, однако как только я сбавлял дозу до 10 или 0 мг, этот ужас постепенно возвращался. Подскажите, пожалуйста, что мне может помочь, но я знаю, что только сам могу победить это... Надеюсь, вы меня поняли.
Руслан, Якутск, Россия, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Навязчивые мысли имеют отношение к ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Это не шизофрения. При ОКР человек испытывает навязчивые, нежелательные, тревожные мысли, например, о причинении вреда себе и/или окружающим. Человек боится, что он не в состоянии противостоять отвратительным мыслям (например, о насилии, из-за чего он кажется себе монстром), либо странным, нелогичным мыслям. Человек может быть перегружен навязчивой идеей о причинении вреда и ему кажется, что он должен как-то действовать, чтобы снизить это давление внутри себя. Иногда человек может бояться потерять полностью контроль над собой, действовать в состоянии вне сознания (лунатизм) и совершить насильственные действия, о которых он даже не вспомнит. Лечение ОКР - это сочетание медикаментозной терапии и когнитивно- поведенческой терапии. А именно: когнитивная терапия, основанная на внимательности (можно прочитать книги Чарльза Тарта "Практика внимательности в повседневной жизни" и еще Тик Нат Хана "Чудесная внимательность"), когнитивное реструктурирование и экспозиционная терапия. Человек с ОКР искажает угрозы собственных мыслей. Мысли - это просто мысли, а не угрозы. Если относиться к таким мыслям как к руководству к действию, это переводит их в объект страха. Терапия, основанная на внимательности, сосредотачивается на том, чтобы наблюдать, а не осуждать, занять иную позицию по отношению к своим мыслям, чувствам, принять реальность существования этих навязчивых, нежелательных мыслей, не приписывая им какого-то специального смысла, значения. По поводу амитриптилина - рекомендую обратиться к другому неврологу, чтобы он составил комплексное медикаментозное лечение.