Могу ли я причинить себе вред намеренно или нет?
У меня окр с паническими атаками. Началось год назад. Лечилась у психотерапевта, пила АД, транквилизаторы, прошло, потом опять началось. Практически каждый день новые страхи. Самый страшный из них - это причинить вред себе и другим. Вроде бы я с ним разобралась, но потом вернулось. Мне показалось, что я могу это сделать случайно, например, дернется рука с ножом и попадет в кого-нибудь. Потом я стала убеждать себя, что такого не произойдет, но даже если произойдет, я никого не убью, только если пораню, но это будет случайность. Я уже не помню всего того, что было, ведь было это достаточно давно, но за это время все факты перемешались. Я решила проверить на руке, что будет, если я действительно дернусь. Вроде бы я предполагала, что я могу не дать себе это сделать, ведь у нас есть инстинкт самосохранения. Т.е. рука отдернется. Но потом промелькнула мысль, что вдруг я себя пораню. Я решила, что опять же ничего страшного, не убью же. И пошла проверять. Проверила несколько раз и не поранила себя ни разу. Помню, что хотелось сделать все, чтобы по-настоящему было, чтобы рука дернулась случайно. Но ран не было, т.е. я просто себя потыкала. Теперь уже которую неделю не могу отойти от того, что это было... Я думала до этого, что окр вред не наносит, но после того случая становится страшно. Такое чувство, что окр как бы взял на слабо, ведь если я бы не проверила, я думала, что буду постоянно этого бояться. Почему мне стало вдруг наплевать на то, что сделаю я себе рану или нет. Все время сейчас пытаюсь себе доказать, что я бы не сделала себе больно и не хотела этого, и то, что я знала, что этого не сделаю... но что-то с трудом верится... Да я и мухи не обижу, и не хочу верить, что способна на такое, но постоянно себя чувствую так, что если буду себе доказывать, что я безобидна, то я буду себя обманывать. Скажите, такое вообще возможно при окр, либо я все... окончательно спятила? Меня смущает, то что я действительно старалась это делать случайно, почти не глядя (хотя, может, это и не так). И то, что когда я спросила себя перед этим, что будет, если я себя пораню, я ответила "Ничего. Рану промоешь (забинтуешь). Ну или будет там небольшая царапинка, никто не заметит. Не умрешь же".
Марина, Москва, 21 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : При ОКР человек испытывает навязчивые, нежелательные, тревожные мысли, например, о причинении вреда себе и/или окружающим. Человек боится, что он не в состоянии противостоять отвратительным мыслям о насилии и кажется себе монстром. Испытывает неожиданное и неудержимое желание толкнуть кого-то рядом с открытым окном или на перроне, - в целом испытывает любые подобные импульсы, реализовав которые, он будет нести ответственность за смерть других людей. Человек перегружен навязчивой идеей о причинении вреда и ему кажется, что он должен как-то действовать, чтобы снизить это давление внутри себя. Иногда человек может бояться потерять полностью контроль над собой, действовать в состоянии вне сознания (лунатизм) и совершить насильственные действия, о которых он даже не вспомнит. Что он случайно кого-то отравит, например, ранит или убьет. Или потеряет рассудок и покончит жизнь самоубийством. Первый шаг в лечении ОКР - это повышение уровня образования (психологическая компетентность) относительно этого расстройства. Если не понимать, что такое ОКР, причины, условия развития подобных мыслей, методы воздействия, человек может подходить к лечению с опаской и сомнениями. Также он может бояться, что врач или психолог/психотерапевт могут сразу отправить его в психиатрическую клинику. Лечение ОКР - это сочетание медикаментозной терапии и когнитивно- поведенческой терапии. А именно: когнитивная терапия, основанная на внимательности (можно прочитать книги Чарльза Тарта "Практика внимательности в повседневной жизни" и еще Тик Нат Хана "Чудесная внимательность"), когнитивное реструктурирование и экспозиционная терапия. Человек с ОКР искажает угрозы собственных мыслей. Мысли - это просто мысли, а не угрозы. Если относиться к таким мыслям как к руководству к действию, это переводит их в объект страха. Терапия, основанная на внимательности, сосредотачивается на том, чтобы наблюдать, а не осуждать, занять иную позицию по отношению к своим мыслям, чувствам, принять реальность существования этих навязчивых, нежелательных мыслей, не приписывая им какого-то специального смысла, значения. Это ничего не говорит о характере человека, его намерениях. Вообще. Ваши эксперименты Вас запутывают. Если бы Вы нанесли себе раны, в Вас бы заработали другие инстинкты, Вы еще об этом не знаете, Вы же не дошли до этой ситуации. Вы пытаетесь воплотить то, чего на самом деле не хотите, все, что Вы сделали, это попытались вот так бороться с ОКР, и эта попытка еще больше усложнила для Вас происходящее. Если началось год назад, лечились и уже закончили, могу сказать, что терапии по времени было недостаточно. ОКР - это расстройство, требующее длительной терапии. Рекомендую Вам продолжить.