После нового замужества потеряла контакт с сыном
Здравствуйте! Я вышла замуж во второй раз, родила дочку, ей сейчас три месяца. От первого брака есть сын, ему девять лет. С первым мужем мы практически не жили вместе, когда сыну было три года, его папа умер, и я растила его сама, мне мама помогала. Он всегда спрашивал, почему у всех есть папа, а у меня нет. Теперь у него есть папа, но отношения у них не складываются. Сын перестал кого-либо слушаться. На всё одни ответы: "не хочу", "не буду", "ну и что". Муж тоже старается только воспитывать, общаются они мало. Сын общается в основном только со мной или старается уйти к бабушке, с которой рос, домой приходит только потому, что скучает по мне и сестренке. Он и меня слушаться перестал, огрызается. Стараюсь с ним спокойно разговаривать, спрашиваю, почему он так себя ведет, но он отвечает, что не знает. Стараюсь уделять ему внимание, всегда делаю с ним уроки, целую, обнимаю, стараюсь показать, что я его люблю так же, как раньше, но лучше не становится. Иногда я не выдерживаю и начинаю ругать его за поведение, он обижается, говорит, что он всегда плохой, что я всегда его упрекаю. Как объяснить, что он для меня самый лучший? Он перестал со мной делиться. О том, что у него пятерки за четверть, узнала от мамы. Не знаю, как вернуть общение с сыном, боюсь его потерять. Думала развестись с мужем, но тогда и дочка будет расти без папы, а я не хочу ей такого. Не знаю, что мне делать.
Александра, Караганда, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Ребенок может так себя вести, потому что беспокоится за то, что происходит в семье, между вами и мужем, за сестру. Он может переживать и в то же время ревновать. Ребенок не знает, что делать со своими чувствами и страхами, он далеко не всегда знает, почему он ведет себя вызывающе. У него нет еще такой эмоциональной компетентности. Вам стоит сделать акцент на том, какое значение имеет сын, когда он с Вами, когда он дома, когда с сестрой, то есть его способность влиять на семью. Например, сынок, я без тебя не справляюсь, ты мне помогал очень, когда делал то-то и то-то (пусть даже самая малость, подумайте, за что можно зацепиться). Сынок, тут не хватает твоего присутствия, чтобы сестра чувствовала себя защищенно. Он должен почувствовать, что он не просто ребенок, которого мама любит и перед которым чувствует себя виноватым. Ему нужно ощутить свои возможности, свою силу, свой статус в семье, независимо от сложностей, которые есть в ней. И не реагируйте, если он будет отказываться и огрызаться, грубить. Снова и снова повторяйте ему то, что будет подтверждать его силу и значимость в семье, в доме. Это принесет свои плоды. Сближение произойдет, но немного позже. Сразу результаты не ждите.