Как понять, что я чувствую к мужу?
Здравствуйте. У меня такая проблема: в браке с мужем 3,5 года, не всегда все было гладко, ругались, даже расходились, но потом все наладилось (вроде как), так как переехали жить отдельно от его мамы. НО, спустя пару месяцев я поняла, что он мне не оказывает никакой помощи - ни материальной, ни физической. В ссоре (о том, что я болею, а он не может даже ребенка накормить или тарелки за собой убрать) я сказала "уходи", ну он и ушел. У меня не вопрос, как вернуть или как забыть, у меня вопрос: не могу понять себя, я не знаю, что хочу. Как понять, что я к нему чувствую? и чувствую ли вообще что-нибудь? а от этого уже и буду отталкиваться, что делать дальше... Спасибо.
Валентина, Россия, 30 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Что понять свои чувства (и эмоции), а точнее идентифицировать их, надо определить, что есть чувства и что желательно чувствовать по отношению к мужу, чтобы это было благополучное и психологически здоровое партнерство. Что такое эмоции? Это такие переживания человека, через которые отражается его оценка (отношение к миру). Задача оценки – самая частая. Какие еще задачи у эмоций? Эмоции сигнализируют нам о значимых для нас событиях, мобилизуют или дезорганизуют (волнение может привести к концентрации или наоборот). Эмоции побуждают нас действовать и формируют сознательное уже отношение (например, у нас может вызывать отвращение запах пожилого человека, но мы все равно поможем ему переодеться, если необходимо, или же можем ожидать, что у нас вызовет что-то удивление, радость и стремиться к этой ситуации).Эмоции могут помогать нам быстро сориентироваться, например, страх (бегство), тревога (интуиция). Эмоции подкрепляют наше то или иное поведение (приятно – стремимся снова испытать, гнев, страдание – желаем избежать встречи с объектом или ситуацией). То есть побуждают или отталкивают. Это приводит к закреплению значимости (для меня важно то или это). Чувства – более длительные, более интенсивные состояния, возникают как результат обобщения эмоций. Это приводит к формированию устойчивых эмоциональных отношений, то есть как некая константа. Эмоции и чувства могут не совпадать. Мне неприятно и некомфортно, обидно, больно, что муж так говорит, так поступает, но он мне дорог, я о нем забочусь. Эта ситуация – когда не совпадает устойчивое чувство к человеку и эмоциональная реакция на ситуацию. Устойчивое чувство любви к другому человеку, необходимое для брака - это сочетание близости, страсти (или притяжения) и обязательств. Близость подразумевает сплоченность, взаимное доверие и что самое главное - открытость, когда оба стремятся оказывать и получать эмоциональную поддержку друг другу и создают условия для благополучия партнера, делятся глубоко личными переживаниями. Притяжение-страсть - удовлетворение чувственных, сексуальных потребностей, совместное время. Обязательства подразумевают осознанное намерение человека сохранять эти отношения, несмотря на все трудности и риски, издержки, которые они могут за собой повлечь. Таким образом можно, например, сказать, что муж не стремится понять и удовлетворить Ваши потребности в отдыхе, когда Вы болеете, а Вы не готовы сохранять отношения с ним, поскольку такое поведение мужа стало регулярным, возможно.