Сохранять ли семью ради младшего ребенка?
Здравствуйте, Очень нужен Ваш совет, т.к. сама уже окончательно запуталась. Знаю, что надо принимать какое-то решение, но мучаюсь постоянными сомнениями, в какую сторону это самое решение принять. Это мой второй брак. С первым мужем разошлись, прожив 12 лет (стал играть). От первого брака сын, 13 лет. Когда сыну было 3 года, стала встречаться с нынешним мужем, ребенок сам попросил называть нынешнего мужа папой, у них были очень хорошие отношения. Стали жить вместе, и когда ребенку было 7 лет, поженились. Родился общий ребенок, младшему сейчас 3 годика. После рождения ребенка муж очень переменился. Сказал, что не может выдавливать из себя любовь к моему сыну от 1 брака, у них с ребенком очень испортились отношения. Муж стал с ним и со мной очень груб, постоянная критика, перестал платить за квартиру, ограничивается только расходами на питание. Когда нуждалась в его помощи, предпочитал не замечать или просто занимал позицию, что это не его проблема (посидеть с младшим, пока готовлю или помочь по дому, когда я себя плохо чувствую). Слышала постоянные упреки, что я не мать (у старшего ребенка в школе проблемы - плохо учится и агрессивно себя ведет с учителями), что не женщина, назвал тварью и шлюхой. Хотя я, как могла, старалась управляться со всем самой, в полтора года ребенка вышла на работу, дома еще подрабатываю халтурой (бухгалтерия) и до недавнего времени вела мужу бухгалтерию (у него частное предпринимательство, и по ночам вела бухгалтерию для него). Когда все ложились спать, работала до 2 ночи и вставала в шесть. От всех этих проблем очень устала. А после шлюхи окончательно пропало какое-либо желание видеть этого человека рядом. Квартира моя, развода и уходить муж не хочет. А я ужасно мучаюсь, что первым разводом и последующим браком испортила жизнь своему старшему ребенку, а теперь испорчу жизнь младшему. Младшим ребенком муж очень много занимается, хотя при его виде работы на это есть предостаточно времени. В интимном плане уже минимум 2,5 года живем как соседи, в разных комнатах. Когда сказала мужу, что хочу развода, был ужасный скандал, с горой оскорблений с его стороны, но в результате попросил прощения за все 3 года, как со мной поступал, и договорились, что оставит моего старшего сына в покое (постоянная критика, грубые замечания и морали, обзывания животным и пр.), будет со мной тоже себя корректно вести и помогать с кухней, заниматься своей бухгалтерией сам. Сейчас пару месяцев условия выполняет, но в остальном отношения просто никакие. Раз в неделю муж целует меня в щечку в процессе обмена поцелуями с младшим ребенком, иногда покупает мне что-то из того, что мне нравится из продуктов, но чаще критикует моего сына и недостатки воспитания меня моими родителями (высказывает моей маме). Мне хочется нормальной семьи, нормальных отношений, но после всего с этим человеком я этого представить не могу. Что мне делать? Сохранять семью для младшего ребенка или выбрать себя и старшего сына и развестись? Заранее огромное спасибо за помощь.
Елена, Таллинн, 39 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы уже десять лет вместе. Не совсем понятно, отчего произошла такая резкая перемена в муже, это должно быть с чем-то связано, либо тенденция существовала и ранее. Если только у него не психическое заболевание, такие изменения в характере и поведении невозможны в один момент. По Вашему описанию отношения стали таковыми сразу после рождения ребенка, то есть уже три года, но вопрос ребром для себя Вы решили поставить только сейчас, почему? Насилие, которое он проявляет по отношению к пасынку, к Вам, будет иметь последствия. Дети, которые растут в семье, где проявляют насилие (эмоциональное, психологическое, физическое) демонстрируют агрессивное поведение, у них развиваются фобии, бессонница, тревога, могут быть симптомы депрессии, они страдают от низкой самооценки, имеют плохую успеваемость и неразвитые навыки решения проблем, социальной компетенции, в том числе низкий уровень эмпатии, могут быть проблемы с физическим здоровьем. Если Вы полагаете, что все так разделяется и младший ребенок словно существует в другом мире, Вы глубоко ошибаетесь. Дети не оперируют еще взрослыми понятиями, могут не знать, не обладать информацией, но они чувствуют и воспринимают напряжение, страдания родителя, отчужденность, изоляцию между родителями, эмоциональную подавленность, неудовлетворенность, это приводит к развитию детских неврозов, в будущем к искажению личности, жизненных возможностей, реализации. Никто не будет счастлив. Вы все находитесь в единой системе сейчас. Муж уже нанес травмы детям и Вам, и вероятность, что так будет продолжаться и дальше, очень велика. Учитывая, что напряжение и раздельное совместное проживание продолжается.