Мог ли страх из детства повлиять на моё поведение?
Подскажите, пожалуйста, в детстве у меня был страх смерти, а также (покажется странным) жизни. Как представила себе планету, людей, кто мы и зачем живем, кто создал нас, что такое человек, было жутко страшно. Родители успокаивали, читали стихи. С чем это связано, и откуда такой страх??? Дело в том, что во время ПА и депрессии какие-то отголоски этого страха есть: зачем все нужно, для чего я это делаю, смысл жизни!!!! Этот страх из детства мог повлиять на мое поведение, неврозы??? Спасибо.
Елена, Санкт-Петербург, 33 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Нет, страх - лишь маркер, показатель, но никак не источник, причина. В Вашем случае можно говорить о тревожном расстройстве, неврозе. В развитии этого расстройства играет ряд факторов. Биологические влияния - беременность матери, заболевания, травмы, осложнения в отношениях в семье или другие источники стресса, повлиявшие на течение беременности. Если родители (или родитель) испытывали страх и тревогу из-за повышенного содержания в организме «гормонов стресса» - все это способствует унаследованию тенденцию к повышенной возбудимости или обостренному реагированию на окружающую обстановку. Или же на развитие Вашей нервной системы мог повлиять характер общения с родителями в младшем возрасте. Это эмоциональные влияния. Ваша неспособность управлять эмоциями, в данном случае волнением, тревогой и возбуждением, которые могут неожиданно проявиться в любой момент, — это процесс, навык, который начал формироваться давно. Эмоциональные реакции, выражающиеся в успокоении или, наоборот, проявлении беспокойства — это основной способ взаимодействия маленького ребенка с внешним миром, как это происходило у Вас, скорее - адаптация через беспокойство. Словом, речь идет о взаимном влиянии биологических, психологических и социальных факторов. Биологические факторы включают в себя генетические и нейробиологические влияния. Психологическое влияние связано со сферой эмоций и взаимоотношений. Социальные факторы - это типичные паттерны поведения в семье и культурные нормы. Собственно, для этого и нужен психолог, он находит индивидуальные причины, чтобы подобрать тот вид терапии, который именно Вашей личности подходит.