Муж сидит без работы третий год
Добрый день, уважаемые психологи! Обращаюсь к Вам за советом. У меня, как, наверное, у любого другого человека, есть много проблем. Основные две - это уже 3 года как безработный муж и отношения со свекровью (живем вместе с его родителями). Заранее извиняюсь за длинный рассказ. Начну с мужа. Мы женаты 3 года. Выходила замуж по любви, сейчас понимаю, что была глупая и ни на что не смотрела, ни о чем не задумывалась, как мы будем жить, за что. А задуматься было о чем. Его родители сами мне говорили, что Ваня часто остается без работы, не задерживался долго на одном месте, но... Мои родители меня отговаривали, я не послушала их советов повременить со свадьбой, и мы с Ваней поженились. Сразу после свадьбы и начались проблемы. До свадьбы Ваня устроился на работу, но жаловался мне, что ему там плохо, коллектив сволочной и пр. Поэтому когда он сразу практически после свадьбы остался без работы, я сильно переживать не стала, даже порадовалась за него, что никто ему нервы трепать не будет. Он уговорил меня взять в кредит ему дорогой фотик - зеркалку для съемок свадеб и пр. подработок. Однако он так ни разу и не снял ни одну свадьбу, подработал за все время на нем от силы 1 тыс. - 2 тыс. и все. А тут я потеряла работу, и наступил полный крандец. жить стало не на что, денег не стало совсем, а тут еще и кредит. Нам помогли родители с обоих сторон. Я долго не могла найти работу, но старалась компенсировать все это тем, что все домашние дела взяла на себя. Потом я нашла работу, и с тех пор, слава богу, работаю. С Ваней все сложнее. Пару раз он устраивался на работу, но задерживался там от силы на 1 месяц - 1,5 месяца по разным причинам. А так в основном он без работы. Подработок тоже нет. Раздавал одно время листовки по моему настоянию, так как взял кредит на новый фотик, а я платить отказалась. Не так давно мы вернулись с моря (ездили за мои деньги, я их заработала и откладывала со своей з/п, она у меня не очень большая) и его подработки с листовками, которые до моря длились с месяц прекратились. Он мне говорит, что ему не везет, его никуда не берут, везде нужны девушки и т.д. Еще надо отметить, что он не сильно крепок здоровьем, имеет инвалидность 3-й группы, т.к. делали операцию на сердце. Конечно, на тяжелую физически работу его никто не гонит, но и сидение его без работы у меня в печенках уже. Фотиком он снимает технику (авиацию, машины и т.д.), все время пытается запродать свои снимки, но ничего не выходит. Я ужасно устала от всего этого. Еще летом я дала ему срок найти работу до октября, иначе я ухожу. До октября осталась ровно неделя, а работы у него все нет. Я не знаю, может, ему так катастрофически не везет, что за 3 года его так никуда на более-менее нормальную работу (не шарашкину контору) и не взяли, то ли все дело в его здоровье, как говорит свекровь (но опять-таки на свои съемки он же ходит, устает после них, но ходит, а на работу что ходить нельзя?!), то ли он не слишком рьяно ее ищет, то ли ищет не там. Я не знаю. Проблема может заключаться еще в том, что у него нет высшего образования, но я же не требую от него миллионов! Короче замкнутый круг какой-то. Так в целом он относится ко мне хорошо. Говорит ласковые слова, заботится, правда больше на словах. Когда я болею или остаюсь без работы, он мне посочувствует, но подработку не находит, чтоб хотя бы найти деньги мне на лекарства, и сейчас за его кредит приходится платить мне, т.к. он не подрабатывает и не зарабатывает ничего сейчас. Со свекровью в целом, можно сказать, не плохо. Мы в основном ладим, помогаем друг другу, она дарит мне подарки, заботится, но взаимопонимания у нас с ней такого нет. С одной стороны она ругает сына за отсутствие работы, с другой говорит мне, мол, чего ты хочешь, он у тебя не пьет, не курит, по бабам не гуляет (Ваня мне тоже так говорит!), а те мужья, которые деньги зарабатывают, они жен гоняют; вот уйдешь от него и вдруг останешься одинокой с мамой, не страшно? То спрашивает, что, мол, я хочу богатого. Обижает такое немного. Я считаю, что хоть не мне ее, конечно, судить, но ее доля вины есть в том, что Ваня вырос безответственным, не думает, как платить за свой кредит (вроде думает, но не делает, хотя говорит, что делает, но у него не получается, в результате приходится делать все мне), не думает, как содержать семью... Она его очень сильно опекала и опекает. Она помогает нам хорошо, но и вмешивается тоже. То, что Ваня несамостоятельный и не приучен к домашним делам, это тоже ее заслуга. Понятно, что все дела возлагаются на меня. При этом я ее иногда не понимаю. Вот пример, я заболела, мне плохо, она собралась что-то делать, я ей предлагаю помощь, она говорит - лежи, доченька, отдыхай, я сама сделаю. Я ложусь, отдыхаю. Она в этот же день или на следующий закатывает скандал, что ее заездили, что ей никто не помогает и т.д. и т.п. Когда я у нее спрашиваю, а чего она от помощи моей отказалась, она отвечает, что нечего меня ее слушать и надо все делать и т.д. То она говорит, да я не против, идите, гуляйте, то тут же вечером закатывает скандал, что я вместо того, чтобы, например, котлеты делать, пошла гулять. Но почему один вечер нельзя поесть яичницу, а завтра уже сготовить котлеты?! короче, бывает у нее такое. И не знаешь, как воспринимать ее слова. Всегда большая проблема у нас - это закупка продуктов. Когда я предлагаю эту миссию возложить на Ваню как на безработного, она против, мол, Ваня не сможет это сделать нормально, в результате она притащит продукты сама (а работает она два через два и возвращается раньше, чем я, с работы), а потом, бывает, высказывает мне, что я вернулась с работы с ридикюлем. Когда я ей говорю, что таскать сумки с продуктами - это мужское дело, и у нее есть сын, она начинает говорить, что она не может иметь с ним дело, т.к. он долго собирается, неохотно делает и купит не то. Короче, дурдом. Если с мужем почти все понятно - собираюсь уходить от него, то свекровь часто не понимаю. Как будто она хочет, чтоб я заняла ее место в семье и все тянула на себе ее безработного сына, больного свекра и пр. Меня как-то эта перспектива не радует совсем. Прошу мнения со стороны.
Галина, Россия, г. Ростов-на-Дону, 24 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы сделали верные выводы, свекровь воспитала сына таким образом, что он так и не стал самостоятельным человеком, и ее это устраивает, она поддерживает его жалостливую инфантильность до сих пор, так будет и в будущем. Вы можете занять только роль помощницы свекрови, то есть иметь идентичные функции - опекать мужа и ограждать его от любых дел, находить оправдания для его безработного положения и в то же время периодически для приличия его ругать. Если такая перспектива Вас не устраивает, в таком случае этот брак для Вас исчерпан.