Сложные отношения с мамой. Как ей помочь?
Здравствуйте! Первый раз в жизни я хочу рассказать о том, что меня давно мучило. Сейчас намного меньше, так как я живу уже давно отдельно от родителей, в другой стране и очень счастлива. Только мысли о родителях меня очень беспокоят. Я одна дочь в семье. Глядя назад глазами уже взрослого человека, я обычно вспоминаю и рассказываю всем только хорошее, оно безусловно было. Домой езжу редко, раз в год, но почему-то с каким-то тяжелым чувством. Звоню раз в неделю, люблю говорить с папой, он такой добрый и мудрый, люблю его очень и боюсь за него. Почти каждый день пишу домой сообщения. С мамой говорю тоже, но опять же с тем же тяжелым чувством... В детстве мама бывало отправляла меня на школьных каникулах к родственникам и за целое лето ни разу не звонила, звонил папа. Мне это не казалось странным, пока однажды одна дальняя родственница не сказала: "Не любит тебя твоя мама! Я бы не смогла отпустить ребенка на лето и ни разу не позвонить!" Эти слова были словно нож в сердце... Конечно же, я им не поверила и стала избегать эту женщину. Следующей странностью было то, как мама меня наказывала. Я сейчас юрист и точно могу сказать, что так делать запрещено. Я была в детстве очень рассеянной и теряла очень часто ключи, перчатки, игрушки, даже велосипед один раз забыла, и его украли. За все это меня ждал ремень. Однажды мама послала меня в магазин за яйцами, которые я по дороге нечаянно разбила. Когда пришла домой, у мамы была в руках деревянная вешалка. Она начала меня ей бить по рукам, так что у меня вылезла кость. При этом она называла меня словами, которые я даже боюсь повторить. Или когда мне было 8 лет, я сильно отравилась, и всю ночь маме пришлось не спать, за что утром меня снова ждал ремень. Только потом, когда у меня поднялась высокая температура, мама плакала и просила прощения. Я ее боялась и была так счастлива ее хорошему настроению. Самым неприятным было и, к сожалению, есть, сильное негативное психологическое давление. Оно выражается в том, что маме кажется, что все вокруг плохие, она со всеми ссорилась и ссорится, у них нет друзей семьи. Даже со своей родной младшей сестрой она уже много лет не разговаривает. Мои родители живут в маленьком городке, где все всех знают... Она почти все время сидит дома и никуда не хочет выходить. Я не знаю, как ей помочь, одновременно боюсь за папу, ему наверняка так тяжело жить в постоянной негативной атмосфере. Помню себя, как только я уехала учиться, почувствовала, как же жизнь прекрасна. Мне очень хочется помочь родителям, чтобы они это тоже почувствовали, но я не знаю как.
Оливия, Париж, Франция, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это, несомненно, эмоциональное, физическое, психологическое насилие в семье - от самого близкого человека, матери. Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей (учителей, воспитателей), унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Эмоциональное насилие - депривация, отвержение, которое причиняет значительный ущерб развитию личности. Сложно сказать, что явилось причиной такого отношения матери - возможно, у нее какие-то психические отклонения или неразвитость родительских навыков и чувств, или сыграли роль особенности ее личности (депрессия, тревожность...), возможно - перенос унижения, которому она сама подвергалась когда-то, или другие факторы. Насилие приводит к деформации личности - формируется низкая самооценка – ребенок как объект отвержения начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, начинает относиться к себе враждебно и с презрением. Все это вызывает глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Я плохой, я несостоятельный, я ничего не стою, я что-то из себя представляю только если меня бьют, делают мне больно. Желая спасти папу, вы как бы снова возвращаетесь в это пространство, Вас все время тянет к нему при том, что доставляет страдания. И отец как "добрый и мудрый" - это идеализация, чтобы отделить мать от идеального, хорошего объекта, и защищать его. Защищая его, Вы пытаетесь защитить себя в прошлом. Это все же больше похоже на проекцию. В любом случае Вам нужна длительная терапия, поищите психолога, который работает с жертвами насилия.