После удара от близких потеряла желание жить
Здравствуйте! Не знаю, как вкратце описать свою проблему... Дело в том, что два года назад я получила сильный эмоциональный удар от очень близких мне людей. После этого жизнь переломилась надвое. Я впала в продолжительную депрессию, былые взгляды на жизнь и умение находить во всем светлые стороны канули глубоко и надолго. Я пробовала доказать себе, что могу преодолеть все это, поступила в институт на факультет своей мечты, сменила круг общения и интересов... Однако спустя год бросила учебу, ушла от мечты, потеряв интерес ко всему. Весь 2009-й год провела словно в яме - много пила, редко выбиралась из дому. Появились проблемы со сном - я могу уснуть дня на три или наоборот - мучиться бессонницей. Часто бывают приступы озлобленности, ненависти к миру, но сильнее всего - к самой себе. Я стала многое забывать, из памяти вылетают целые события. Отношение к жизни - хуже некуда. Нет интереса к жизни, людям, к чему-либо... Раньше баловалась писательством, пробовала себя в разных областях, и это помогало как-то держаться на плаву. Сейчас не могу писать, мысли путаются, и я не могу их выразить. Я всегда была очень грамотным человеком с богатой речью, сейчас же говорю с запинками, долго подбирая слова. Появилась жуткая неуверенность в себе, если я иду одна по улице, где есть люди, охватывает паника, скованность. Иногда сижу дому по неделе, по две...не хочется ничего. В голове постоянная мешанина, не получается сконцентрироваться ни на чем. Читая книгу, я ступорюсь на одной строчке по несколько минут, не вникаю в смысл, хотя раньше проглатывала литературу залпом. У меня нет ни целей, ни стремлений...никогда прежде такого не было, хотя у меня была не самая легкая жизнь - росла в окружении стрессов, в семье часто случались скандалы, ибо папа пил...дальше объяснять бессмысленно, думаю. Подскажите, что делать? Как вернуть желание жить, научиться снова разумно мыслить, привести в порядок чувства и мысли? Мне кажется, что я барахтаюсь в болоте. Иногда откровенно не хочется жить...
Дарья, Россия, 19 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Алкоголизм поражает всю семью. Согласно оценкам, каждый алкоголик оказывает сильное воздействие на жизнь, по крайней мере, четырех человек. Каковы бы ни были личностные особенности алкоголиков, члены их семей обычно реагируют на тяжкое бремя жизни с ними достаточно хорошо предсказуемым образом. Эти реакции могут стать такими же непреодолимо навязчивыми, как и поведение самого алкоголика, и как таковые они грозят ввергнуть членов семьи в настоящую болезнь - даже более серьезную, чем болезнь алкоголика. Существует миф (ложное убеждение), что лишь непосредственное общение с активным алкоголиком или наркоманом может оказать определенное влияние. Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть химически зависимого человека не останавливают развитие созависимости в семье. Отдельно стоит сказать еще об одной группе жертв алкоголизма (и наркомании) - это взрослые дети алкоголиков. Многие из них во взрослой жизни испытывают проблемы, которые являются последствиями прошлого. Характерные черты взрослых детей алкоголиков: Низкая самооценка Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в своих силах. Взрослые дети алкоголиков - большие мастера в создании своего внешнего образа: они стремятся убедить окружающих, что у них "все в порядке", надеясь одновременно убедить в этом и себя. Положительные внешние изменения не приводят, тем не менее, к преодолению чувства неполноценности. Возникает "синдром самозванца", постоянный страх разоблачения, установления, кто он есть. Фокусировка на внешнее окружение Химически зависимые семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточно продолжительное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведет. Члены семьи очень редко в состоянии определить приоритеты. Даже когда дети считают, что что-то можно сделать и добиться изменений, и выражают свое недовольство родителями, модель пассивности остается врезавшейся в их сознание, и будет прослеживаться при решении проблем в их уже взрослой жизни. Взрослые дети алкоголиков считают себя жертвами обстоятельств, не способными контролировать события жизни. Решение проблем взаимоотношений видится взрослым детям алкоголиков в желании другого человека измениться. Они не способны видеть, что их собственная реакция на проблему может лишь усилить стрессовую ситуацию. Они уверены, что не могут управлять своими мыслями или чувствами и поэтому должны реагировать автоматически, раздражаясь, обвиняя и угрожая всякий раз, когда другие "провоцируют" их. Каждое утро взрослые дети алкоголиков оценивают предстоящий день по поступкам, мыслям, чувствам других людей и вообще по тому, "как идут дела". Их часто называют "сверхбдительными" за постоянное проявление исключительного интереса ко всему, за способность улавливать малейшие внешние признаки, например, выражения лиц, психологическую атмосферу комнаты и т.п. Такая способность развивается в силу необходимости в семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что он делал вчера вечером. Фокус на внешнее окружение в химически зависимых семьях приводит к тому, что взрослые дети алкоголиков живут реакциями на окружающий мир, и их чувства и принимаемые решения часто зависят от этого. Они искренне заблуждаются, полагая, что, когда "обстановка" измениться, у них все будет хорошо. Неспособность идентифицировать или выразить чувства. Научиться различать чувства и выражать их уместным образом можно лишь в результате тренировок или моделирования в семье. Когда такая возможность в семье отсутствует или, еще хуже, обстановка агрессивна, дети усваивают определенные модели поведения. Взрослые дети алкоголиков могут думать о чувствах и могут научиться их развивать путем имитирования реакций и поведения других людей. Они могут точно знать, что они должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности, сами не чувствуют в полном смысле этого слова. Со временем они становятся замкнутыми, теряют контакт со своим внутренним миром. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями. Некоторые взрослые дети алкоголиков как бы дают себе разрешение выражать определенные чувства, например, раздражение, ранимость, печаль и т.д. Женщины обычно избегают гнева, они позволяют себе рыдать, но никогда не выражают ярости. Неспособность определять и выражать чувства приводит к бесплодным попыткам в интимной сфере. Если вы знаете, как я чувствую, вы знаете меня. Если я не знаю, как я чувствую, и даже если я знаю, но не могу рассказать вам, мы никогда не будем способны соединиться интимным образом. Взрослые дети алкоголиков чувствуют себя хорошо лишь с теми, кто имеет такой же или похожий уровень способности чувствовать. Неспособность попросить помощь. В химически зависимых семьях существует закон жизни: если ты не позаботишься о себе сам, то никто о тебе не позаботится. Детям становится ясно, что у родителей не остается для них ни душевных, ни физических сил. Став взрослыми, дети алкоголиков не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными сами просить помощи у других даже в таких простых случаях, как подвезти на работу или получить чашку кофе. В то же время они обязательны в отношении помощи другим, даже, когда нет необходимости или люди не заслуживают этого. Такая модель поведения, когда избегаются любые разговоры о помощи в связи с личными трудностями, ведет к обострению проблем и необходимости дальнейшего отрицания. Не имеет значения, большие это или маленькие проблемы, реакция детей алкоголиков одинакова. Экстремальное мышление. Эта черта касается способности принимать решения, рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях. Наиболее типичная реакция на повседневные проблемы в семьях алкоголиков: "этого не происходит". Такая тенденция ведет к тому, что проблема откладывается до тех пор, пока она не станет еще острее, и ее нельзя уже избежать. Когда кризисная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий главным образом сводится к поиску виновного, а затем наблюдается либо чрезмерная активность, либо почти полная пассивность. Экстремальное мышление приводит к тому, что члены семьи или ничего не делают вообще, или принимают абсурдные решения. Этот далеко неполный перечень характерных черт дает возможность представить те трудности, с которыми сталкиваются взрослые дети алкоголиков. Они влияют на семьи, которые создают взрослые дети алкоголиков. Посетите интернет-группу взрослых детей алкоголиков: http://www.detki-v-setke.ru/index.php?act=idx