Свекровь требует, чтобы я признала себя виноватой
Замужем 17 лет, первый год жили с его родителями, проблемы были, но я старалась не обращать внимания, все-таки я пришла в их дом. Потом жили отдельно, но в соседних домах. Все это время я работала в одном офисе со свекровкой, тоже молчала. Теперь 3 года, как мы съехались в одном большом доме с моими родителями и свекровью (к этому времени от нее ушел муж), и началось.... У меня 4 детей, 2 достаточно больших - 12 и 14 лет, и 3 года назад родились близнецы, это и было причиной родителей переехать жить к нам, чтобы помогать. Но свекровь считает, что главная в этом доме она, и все, а особенно я, должны быть благодарны ей за все по гроб жизни и слово поперек не говорить. Я несколько раз позволила себе резкие высказывания в ее адрес, в итоге она собрала вещи и картинно разрыдавшись перед моим мужем сказала, что уезжает, и еще, что я ее даже нецензурно обругала (я ненормативную лексику не использую в принципе), и это в мой день рождения. После этого она, конечно, уехала, ей есть куда (квартиру свою она при переезде к нам за собой сохранила, в отличие от моих родителей, которые продали свою и помогли нам купить дом). Через 3 месяца полного отсутствия общения со мной она опять возвращается как ни в чем ни бывало. Я, во-первых, просто не хочу ее возвращения, во-вторых, у меня осталась огромная обида на нее - после ее отъезда муж очень плохо обращался со мной, принял ее сторону, и вообще был испорчен день рождения... Сейчас мы не разговариваем, она сидит в своей комнате, дуется и периодически жалуется моему мужу на меня, и он опять устраивает скандалы, требуя, чтобы я полюбила его маму. Тупик для меня. Я готова общаться с ней, но минимально короткое время - по праздникам, может быть, выходным, и это более чем достаточно, но она хочет, чтобы я упала к ней в ноги и признала себя во всем виноватой.
Илона, Россия, Магадан, 35 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Каждая семья создает свои правила, порядки, роли распределены, есть иерархия, и съехавшись все в одном доме, все границы семей и отношений были нарушены. В доме хозяйка свекровь, и именно признание своей власти и своего места она и ждет, требует от Вас. Ваше сопротивление, возможно и неявное, вынуждает ее действовать грубо и категорично, кроме того - Вы молчали и соглашались с ее главенством многие годы. Вы внесли свой вклад в то, чтобы быть частью семьи свекрови, где она руководитель. Чтобы нивелировать конфликт, Вы можете либо снова признать ее силу, власть (извинение, причем не важно, виноваты Вы реально в чем-то или нет - носят ритуальный характер, так как таким образом Вы признаете ее МЕСТО, которое НАД Вами), либо кардинально начать менять ситуацию, разъехавшись со свекровью. Но здесь возникнет проблема со стороны мужа, который, скорее всего, будет сопротивляться этому. Но для благополучия семьи это будет верное направление.