Сын не хочет засыпать один, без меня
Здравствуйте! Сыну 5 лет. До сих пор не засыпает один - до истерик доходит - просит, чтобы я полежала с ним до тех пор, пока он не заснет. Если я встаю, а он не заснул - встает и бежит за мной. Понимаю, что это уже ненормально, но как нам отлепиться друг от друга? с чего начать? Помогите! Хочу добавить для ясности: Муж ушел от нас год назад, у него другая семья. С сыном видится очень редко.
Елена, Казань, Россия, 38 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Таким образом он сигнализирует о своем неблагополучном психологическом состоянии. Дети также переживают развод, им сложнее, поскольку они многого не знают, поэтому с ними надо ОБСУЖДАТЬ все, что они чувствуют: - почему папа ушел - почему мама и папа могут расходиться - что теперь чувствовать к папе - если папа забыл или почти забыл меня (сына), как мне к нему относиться - как мне помочь маме, она страдает - я (сын) виноват в том, что произошло, или нет - может ли такое произойти еще раз и в моей жизни тоже - может ли мама меня теперь оставить тоже - мир непредсказуем, я его боюсь, я не знаю, что ожидать, все может разрушиться в один момент, что я могу сделать, чтобы этого не произошло, я хочу сохранить маму. Вот ЗДЕСЬ его ключевой страх. Он боится Вас потерять. Пока что лучше укладывать его спать, лежа рядом с ним. Если он любит сказки, можно ему читать сказки и по ходу сюжетов комментировать, вставляя такие фразы: - Я тебя люблю и буду любить всегда - Папа тебя любит и будет любить всегда, и неважно, что он редко приходит - Взрослые люди иногда заканчивают отношения, но они навсегда остаются родителями своего ребенка, они никогда не перестают быть папой и мамой и никогда ребенка не оставляют (носят в сердце) - Мне бывает тяжело, одиноко, но также у меня много радостей в жизни, жизнь очень разнообразна, и мы очень много хорошего можем в нее добавлять. Здесь могут быть иные слова, но смысл ясен. Я исхожу из того, что отец все же посещает ребенка, и надо фиксироваться на любви, а не на потерях (того, что было). Очень важно Ваше состояние и Ваше отношение к разводу. Если Вы при ребенке плачете или были при ребенке ссоры, скандалы и т.п., ему теперь необходима терапия. Если Вы воспринимаете бывшего мужа как предателя, который Вам нанес удар намеренно, это усугубляет и чувства, состояние ребенка. В таком случае Вам также необходима терапия. Для ребенка важно отделить отношения мамы и папы между собой и отношение его родителей к нему. Постепенно страх будет снижаться, состояние выравниваться, и он сможет засыпать отдельно. Примерно год необходим для этого (при том, что Вы выбрали верную тактику). Не рассчитывайте на быстрые результаты.