На пороге развода
Добрый день, уважаемая Наталья. Уже не чувствуя в себе никаких сил и не имея желания что-либо исправить и восстановить, обращаюсь к Вам за советом. Хотя, ожидаю скорее не совета, а просто психологической поддержки. В браке уже десять лет. Неудачен он был с самого начала - женились мы не по любви, а по крайней необходимости. Через месяц после свадьбы у нас появился ребенок. Сын, чудный мальчишка, единственное общее, что у нас есть с супругой. Все остальное - сплошные неприятности. Регулярные скандалы, полное отсутствие столь необходимых взаимопонимания и взаимоуважения. Но самое неприятное, что пришлось пережить, это измены. В течении всей совместной жизни, раз в два года регулярно становился перед фактом измен со стороны супруги. Горьким результатом их стало два аборта, последний случился чуть меньше года назад. Это звучит неправдоподобно и нелепо, но это факт. Со своей стороны я девять лет успешно хранил верность (хотя спрашивал себя - зачем), но... Увы, нет ничего вечного. Встреча с необыкновенной женщиной, которую я очень люблю, совпала по времени с последней изменой жены. Чувство любви растет. Вместе с этим чувством растет желание порвать отношения с человеком, с которым плохо, но прожил десять лет. Два месяца назад с супругой была ужасная ссора, причиной которой явилась её ревность, возникшая из-за моего возвращения с работы после десяти часов вечера (признаюсь, что вспышка ревности была справедливой, что довольно сильно гложет мою совесть). После этой ссоры я предупредил, что мы на грани развода. Что я сейчас чувствую... Я прощал все её ошибки, включая и измены. Она не прощала даже мелкие бытовые казусы. Я хорошо зарабатываю, смог перевезти семью из далекой провинции в столицу. Жена не работает со дня свадьбы по сей день и не пытается найти работу. Из-за работы у меня, к сожалению, остается мало времени на ребенка, но по возможности я занимаюсь с ним - уроками, чтением, компьютером. Она только отмахивается, говоря, что ничего не знает и не может. Я много раз пытался завести разговор, чтобы выяснить, что бы она хотела видеть во мне, чего ей не хватает, что я делаю не так. Она не желает отвечать, просто молчит или просит перенести разговор "на завтра". Секс... Всю семейную жизнь это удавалось с трудом - не шли впрок ни романтические вечера при свечах (для её это оказывалось "фи"), ни уговоры, ни невинные шалости или игры, которые могли перерасти в близость. С одного раза в месяц в первые пять лет удалось поднять планку до двух-трех раз в месяц. Но позволяется только петтинг... Нелегко мне было не заработать комплекс на этой почве. Но отношения с любимой меня убедили, что со мной все в порядке, я нормальный мужчина и хороший любовник. Во всех этих изливаниях души, наверное, можно увидеть мою настоящую проблему. Я больше НЕ МОГУ и НЕ ХОЧУ. И не смогу заставить себя как-то наладить семейные отношения. Супруга снова тайком встречается с другим, на этот раз все клятвенно отрицает, помятуя разговор о разводе. Она очень боится развода, а я только этого и хочу. Вопрос, на который очень хотелось бы найти ответ, следующий. Возможно ли что-то исправить в такой ситуации? Я бы смог на него ответить положительно. Но, как Вы понимаете, положительный ответ я стараюсь избежать. Для меня "правильным" ответом будет - нет, невозможно и не нужно. Но что-то гложет, что-то не дает мне написать заявление... Что же это? Может быть, просто жалость?
Алексей, Москва, россия, 29 лет
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Мне щемяще жаль вас и ваши инвестиции в вашу семью. И мне очень понятны ваши противоречивые чувства. Любой человек очень дорожит тем на что он тратил долгие годы время и силы. И еще надежда. Она всегда умирает последней. Чрезвычайно трудно признаться даже самому себе, что твои усилия не привели к нужному результату. Эти усилия часто становятся чем-то вроде неполноценного ребенка, от которого невозможно отказаться. Но на самом деле это не совсем так. В жизни всегда есть только две ситуации. Первая, когда вы что-то можете сделать. И вторая, когда вы ничего не можете сделать. Не всегда однозначно понятно к какой категории относится та или иная ситуация. И тогда разводяться они в нашем сознании только эмпирическим путем. Т.е., вы что-то делаете пока есть силы, и пока вы готовы тратить на это время. Поэтому задайте себе еще раз простенький вопрос:"Вы готовы продолжать тратить время и силы на вашу семью". От ответа на этот вопрос и зависит, что вам нужно делать дальше. Самые известные мученики в истории человечества несли свой крест смиренно и добровольно. Видимо, потому что знали, что делают, или потому приняли такое решение. Я не знаю какое решение примете вы...