Его уход для меня катастрофа
Мне 36. С мужем прожили сначала в гражданском, а потом в законном браке почти 12 лет. Двое детей - 8 и полутора лет; у него еще 14-летняя дочка от первого брака, продлившегося около полугода, с которой он изредка -2-3 раза в год видится. Поженившись по очень большой любви (хотя он младше меня), прожили лет шесть безоблачно и счастливо. Потом я узнала (как обухом по голове!), что у мужа есть любовница - младше меня на 12 лет. Спустя год узнала о продолжении их отношений, потом всплывали другие любовницы (наверняка знаю еще о трех, все - 18-19 летние). Но каждый раз после "разбора полетов" жизнь опять входила в колею. Муж никогда не был "домашним" - многочисленные поездки в командировки и на отдых (объездил весь мир от Новой Зеландии до Аляски); когда он в Москве - много работает, а в свободное время - встречи с друзьями, дни рождения, ночные клубы, рестораны, картинг, боулинг и т.д. и т.п. Часто остается ночевать где-то у друзей. На всё то, что касается семьи - воспитывать детей, заниматься домом, ремонтом дачи - времени у него нет. Да и как отвезти ребенка утром в школу, если "клубился" часов до 5 утра? Я всегда как-то успевала делать всё сама - съездить купить продукты, найти няню для ребенка, устроить его в бассейн, отвезти в школу, приготовить ужин, погулять с детьми и т.д., несмотря на то, что много работаю (правда, и зарабатывала всегда хорошо, больше мужа - он "поднялся" и перегнал меня по деньгам в последние года два). Я тоже люблю и горные лыжи, и велосипед, и дайвинг, и фитнес, и кино, и боулинг, но работа, дети, дела домашние заставляют ходить в кино не чаще раза в месяц, в спорт-клуб - только пока дети на даче с бабушками, а ездить в отпуск - только с ними, а не в одиночку. Месяца 4 назад муж, вернувшись из очередной поездки (в отпуск, с друзьями), сказал, что ему нужно разобраться в себе, пожить какое-то время одному. "Разборки в себе" закончились тем, что сказал, что хочет развестись. Все мои попытки поговорить вызывают или скуку (зевает и засыпает), или злость (кричит, что я лезу в его личную жизнь, ковыряюсь в его душе, что его от меня тошнит). Те, кто нас давно знает, говорят: "Зачем он тебе нужен? Он делает в жизни только то, что хочет, его не переделаешь. Что ты теряешь? Всё равно ты всегда сама и зарабатывала деньги, и везла на себе дом и детей". А мне кажется, что его уход - это катастрофа, и что живу я только в надежде на изменение его решения. Есть ли надежда на изменение этого решения? Или, может, действительно, только лучше будет, если оно не изменится - просто надо пережить разрыв?
Софья,
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Здравствуйте, Софья. Перечитывала ваше письмо несколько раз и даже не сразу стала отвечать. И что же я готова вам сказать? Люди действительно не меняются. Меняются только отношения между ними. И как в одну воду в реке нельзя войти дважды, так и нельзя всю жизнь удерживать отношения неизменными. Хотим мы этого или нет, но они все равно меняются. Но только все-таки лучше, когда перемены в отношениях происходят по вашей инициативе, чем другого человека, поскольку в такой инициативе может быть совершенно не учтен ваш интерес. Все мы эгоисты в той или иной степени, поэтому в борьбе за жизненные удобства каждый из нас в первую очередь думает о себе. И, если ему вовремя не напомнить о наличии в его жизни других близких людей, то он сам-то может и не вспомнить. К чему я веду все эти рассуждения? Да к тому, что пытаться остановить развитие отношений или вернуть их вспять вещь совершенно безнадежная. Однако, дальнейшее развитие событий во многом зависит от того, какую вы вами займете позицию. Вы должны, в первую очередь, спросить себя совершенно честно, как вам лучше: "Быть с этим человеком, или расстаться?" А потом следующий вопрос, которым стоит озадачиться, можно сформулировать так: "На каких условиях вы хотели бы остаться с этим человеком, или расстаться с ним?" Ни одна из жизненных ситуаций не бывает не управляема. Любой ситуацией, где присутствуют человеческие отношения всегда управляет хотя бы один человек. Попробуйте стать именно тем человеком, который в данный момент управляет ситуацией, и дальнейшее развитие, не зависимо от конечного результата, станет казаться не таким пугающе безнадежным.