После рождения ребенка живем как друзья
Добрый день! Прошу вас помочь в сложившейся ситуации. 3 года в браке, есть ребенок, 1 годик. До рождения малыша отношения с мужем были хорошие, а с рождением ребеночка мы отдалились. Сейчас понимаем ошибку, но не знаем, как ее исправить и возможно ли исправить вообще. Я хочу сохранить семью, муж сомневается в том, что любит меня. И сомневается уже несколько месяцев. Живем как друзья, иногда проводим время вместе, проявляем заботу друг о друге, но телесного контакта нет вообще. Муж говорит, что с одной стороны у нас ребенок и хорошие отношения до его рождения, а с другой он не уверен, можно ли после этого отдаления вернуть былые чувства. Как бы вы посоветовали поступить? Пустить все на самотёк и ждать дальше, пока время все расставит по своим местам, или начать действовать? Что тогда делать? Лично меня такая жизнь "друзьями" не устраивает, но принять решение о разводе я не могу, и он также.
Юлия, Москва, Россия, 30 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ :
В момент рождения ребенка в любой семье происходит кризис. Это - вполне нормально: меняется состав семьи, внимание женщины больше сосредоточено на ребенке, мужчина чувствует себя обделенным вниманием (и порой даже то, что он ребенка искренне хотел, не меняет этой ситуации, а тем более если тема ребенка вызывала сомнения у мужчины). Естественно, возникают конфликты или отдаление - мужчина не хочет терять важное для него внимание женщины, женщина ждет, что мужчина будет сосредоточен на помощи ей и ребенку, а он порой не может ее в таком количестве дать, так как тоже нуждается в ресурсе, которого оказался лишен с рождением ребенка... Осмысление, выстраивание нового стиля взаимоотношений требует перестройки взглядов и времени. У кого-то это получается интуитивно (чаще потому, что в родительских семьях у этих людей есть позитивные примеры таких перестроек), но чаще требуется осмысленное к этому отношение, сознательные усилия по переводу отношений в новое русло. В чем обычно помогают психологи.
муж сомневается в том, что любит меня. И сомневается уже несколько месяцев. Живем как друзья, иногда проводим время вместе, проявляем заботу друг о друге
Спросите и себя и мужа - вы не путаете любовь со страстью? Страсть в том виде, в каком она была в период влюбленности, проходит всегда. Но на ее "обломках" вполне возможно выстроить новый виток отношений, в которых тоже будет достаточно страсти, только она уже будет не "сама пришла", а вашим осознанным и совместным творением. Хочется ли вам обоим прикладывать усилия к этому - это вопрос вашего выбора. Кто-то предпочитает считать, что чувства - это то, что приходит исключительно само, и если ушли восторги и эмоции вместе с сильным половым желанием, то "любовь прошла". Но эти люди обречены на постоянную смену партнеров, потому что любая сама возникшая страсть будет проходить через пару лет. И придется менять партнера. Или же, все-таки, придется принять, что вечно и само - не бывает, и отношения стоит и можно строить. Что интересно, вы пишете, что заботитесь друг о друге, друзья... Значит, человеческие отношения между вами вполне сохранились? А если то, что пропало - это только страсть, то могу вам сказать, что при желании партнеров и наличии вот этой прочной человеческой основы отношений изменить ситуацию к лучшему возможно. Для этого нужно только желание обоих и психолог, чтобы помочь вам сформировать подходящую именно для вашей семьи программу действий и осознать некоторые механизмы этого кризиса.