Как перестать ревновать без повода?
Здравствуйте, Антон Михайлович. У меня серьёзная проблема, с которой Я пытаюсь бороться уже долгое время самостоятельно, но результатов это никаких не дало. Мне 28 лет, образован, достойно выгляжу, знаю, что привлекателен, и когда хочу, могу очень сильно нравиться девушкам. Было несколько длительных отношений по 2-3 года, и всё заканчивалось тем, что Я изводил своих избранниц своей патологической ревностью без причины и каких-либо оснований. А в итоге сам же с ними расстaвался, утратив интерес. На данный момент Я в отношениях, которые длятся уже около года, и опять в который раз я вижу, что ситуация повторяется. Это начинается всегда плавно и не сразу. Первые месяца 2-3 все хорошо и гладко, так как Я не чувствую у себя права заявлять какие-либо права на свою спутницу, но чем больше Я её в себя влюбляю, тем больше позволяю себе проявлять эту ревность. В чём она заключается - в простом касании. Мне невыносимо видеть или знать, что кто-либо прикасается к моей девушке, будь то просто поцелуй в щеку при встрече или обнимание с каким-то другом противоположного пола при встрече, то ли просто что она может сидеть рядом с кем-то на лекции в универе и их руки, или ноги, или волосы могут соприкасаться, когда они вместе учатся и смотрят в один монитор компьютера. Я осознаю абсурдность этой ситуации, я верю, что она мне не изменит, и она старается во всем мне потакать. Перестала здороваться в щёчку с большинством, (но остались "близкие" друзья, что с ними она считает это нормально), и мне плохо от этого, что кто-то ещё прикасается к её лицу. Меня кидает в жар, если Я знаю, что она учится или сидит рядом с каким-нибудь мужчиной на работе, и он может удачно пошутить и развеселить её, и она подарит ему свою улыбку. Я осознаю, что у меня просто нереально чересчур развитое чувство собственности, и мне плохо от мысли, что кто-то ещё (противоположный пол) может обнять, развлечь, прикоснуться к ней - Я во всем этом вижу якобы намерение того мужчины осознанно целенаправленно прикоснуться к ней, чтоб испытать какое-то наслаждение от этого. Я прекрасно понимаю, что Я преувеличиваю и это чересчур, но ничего с этим не могу поделать. Когда я узнаю, что у неё за прошедший день был какой-либо контакт с посторонним мужчиной, у меня резко и моментально портится настроение, иногда мне удаётся сдерживать это в себе, но рано или поздно это выходит, и мы ругаемся, потом миримся, хотя она ни в чем не виновата. Я её люблю и вижу в ней спутника, вторую половинку, но боюсь, что скоро угроблю и эти отношения. Я ненавижу себя за это, но эти эмоции, которые я испытываю при этой ревности, как кислота, постепенно разъедающая меня изнутри, разъедающая мои чувства к ней, отталкивает от неё, заставляет быть к ней холодным, хотя она ни чем не виновата и не заслуживает такого отношения. Мы с ней обсуждали эту тему уже не раз, и она говорит, что это ненормально, и она так долго не сможет. Как избавиться от этого чувства и стать нормальным, спокойно реагировать на эти мелочи и ценить наши с ней отношения? Спасибо за любую помощь вам!
Вадим Сергеев, Зарубежье, 28 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Здесь, конечно, одни ответом не решить ситуацию, но я дам вам некоторые наводки, а потом вы сами решите, стоит ли обращаться за профессиональной помощью. Для начала, о беспочвенной ревности у меня есть статья "Ревность к прошлым отношениям – чего ожидать?" Найти ее можно на одном из моих сайтов (психелп24, ссылка на него есть в профиле, здесь, на Клео). Прошлые отношения - это просто частный пример ревности без повода, все основные закономерности и подводные камни такого поведения там изложены, и, думаю, вы найдете много объяснений своим ощущениям и поступкам. Конкретно у вас очень силен мотив неуверенности в себе. Вам хочется быть единственным во всех смыслах. Быть ее единственным счастьем, единственным источником прикосновений и т.д. А это означает, что вам недостаточно собственной ценности и важности в своих же глазах, и вы пытаетесь ее повысить за счет попыток стать для девушки единственным источником буквально всех удовольствий и тепла. То, что она может получить какое-то внимание или мимолетное прикосновение от другого, может означать для вас обесценивание, потерю значимости в ее глазах. К тому же, по причине той же неуверенности, на бессознательном (а может, и на сознательном уровне) вы сомневаетесь, что вы - достаточно привлекательны для нее, и поэтому в любом мужчине видите угрозу: он же может оказаться "лучше"... Как искать эту ценность и важность в себе и перестать пытаться ее получить в такой нереалистичной мере от девушки - тут не описать. Потому что это работа, в которой нужно 1) Установить, почему вас такой дефицит ценности 2) Пересмотреть ваши установки о самом себе и помочь сформировать картину себя, увидеть в себе ценное 3) Прожить некоторые непрожитые чувства (например, обиды на тех, кто подавлял в детстве вашу ценность, кто вас критиковал, обесценивал и еще каким-то образом блокировал осознание своей важности) 4) Выработать иные стратегии поведения и научить вас избегать прошлых автоматизмов. Это основное. Но по ходу может еще что-то всплыть и вообще не ограничиться только темой ревности. Так что если вам действительно дороги эти отношения - возможно, самое время заняться собой всерьез.