Может ли человек любить и оскорблять?
Добрый день, Антон Михайлович. Помогите разобраться, может быть, удастся принять верное решение. Я нахожусь в отношениях 2 года, месяц назад я родила ребенка, официально в браке мы не состоим. Причина прежде всего в нестабильности наших отношениях. Ребенок любимый и очень желанный, в особенности мужем. Дело в его характере, он человек очень категоричный и грубый, а при наличии ребенка я не могу справиться с эмоциями, когда слышу маты и крики при ребенке. Я его очень люблю, боюсь потерять. Он в свою очередь говорит, что тоже любит, но в порыве злости может себе позволить послать, оскорбить и т.п. Все это очень больно и обидно, но я прощаю, каждый раз стараюсь прийти к примирению и убедить его сохранить семью. Может ли человек любить и оскорблять? Стоит ли сохранять такие отношения? Как будет складываются развитие и воспитание нашей дочки при условии такого хамского поведения? Все эти вопросы мучают меня. Пока не было ребенка, я готова была прощать все. Теперь понимаю, что просто не имею права это делать, дочь не должна слышать такие слова в адрес матери, иначе кем она вырастет? С каким отношением к внешнему миру и как сложатся ее отношения с мужчиной. Помогите, запуталась, не знаю как поступить...
Алена, Владивосток, 27 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Я бы ответил на этот вопрос однозначно - нет, не может. Почему? Потому что любовь - это включение всех трех основных векторов мировосприятия, которые есть у человека. "Влечение тел рождает желание, влечение душ - дружбу, влечение умов рождает уважение. Все вместе это называется любовью". Это пересказ цитаты и древнего трактата "ветка персика". Теперь подумайте. Он вас хочет - возможно. Но тогда это только страсть. Или привык к тому, что вы ему помогаете в быту, и это скорее называется использованием (а также рожаете ребенка - это тоже может быть формой использования). А он умеет с вами дружить? У вас есть действительно общие интересы? На этот вопрос ответьте сами. А вот уважения в вашей паре точно нет. Причем, ни с его стороны к вам, ни у вас к самой себе, увы. //Пока не было ребенка, я готова была прощать все.// И вы считаете, это нормально для женщины? Можно ли такую женщину назвать уважающей себя? И подумали ли вы о последствиях? Если у женщины нет своих границ, пределов терпения, то как далеко мужчина может ее "задвинуть"? И откуда у мужчин возьмется уважение к такой женщине, если она "все стерпит"? А ему тогда зачем работать над собой, меняться, если она все равно "проглотит" все его выходки? //дочь не должна слышать такие слова в адрес матери, иначе кем она вырастет? С каким отношением к внешнему миру и как сложатся ее отношения с мужчиной// Очень разумные соображения. Вы правы - если дочь будет это слышать и видеть, она просто не научится уважать себя как женщину и найдет себе такого же мужчину или мужчин, которые будут унижать ее. История повторится, если вы не прекратите все это на уровне себя. Вообще в таких случаях большинство психологов предлагает решить вопросы вместе - рассмотреть ответственность каждого за конфликты, помочь осознать механизмы, которые к этому приводят, каждому взять на себя ответственность за свою часть в отношениях, и я бы предлагал вам то же самое, если бы только не одно "но": //каждый раз стараюсь прийти к примирению и убедить его сохранить семью.// А ему семья, выходит, не нужна? Если вы его убеждаете? А он не старается прийти к примирению? Сохранить семью можно только при РАВНОЙ заинтересованности партнеров в отношениях. А если ему не особенно нужна эта семья и его нужно убеждать - то совместной работы не получится, увы. Подумайте о себе и своей дочери в первую очередь. Старайтесь изменить отношение прежде всего к себе. Ищите ресурсы и способы начать уважать себя, а также понять, почему вы себя уважать не научились. И мир вокруг вас рано или поздно изменится. Будет ли в этом участвовать отец ребенка - это уже вы решите сами, когда пройдете определенный путь по выяснению отношений с самой собой.