Я устала от такой жизни!
Здравствуйте, Антон. Не знаю, с чего начать... Замужем более 20 лет, трое детей. Муж не пьет и не курит, не оскорбляет и не унижает. И все же... я устала от таких отношений, я опустошена и раздавлена... от чувства вины... Последние 9 лет мы живем в Германии, и т.к. за это время языка до сих пор не выучила, работаю уборщицей (в Союзе работала гл. бухгалтером в частном предприятии). Муж, имея профессию механика, здесь работает на очень тяжелой работе (очень ею недоволен). Т.к. светлого будущего не светит, решили, сотрудничая с Сетевой компанией, строить свой бизнес. Главная задача построения бизнеса подразумевает теплые человеческие отношения. Сам муж на контакт с незнакомым человеком идти не может и с малознакомыми тоже. Я тоже очень нелегко, и тем не менее - учусь потихоньку. Из-за этого продвижения очень медленные. Муж постоянно бесится, если я с кем-то разговариваю, но не о бизнесе, говорит, что это ничего не приносит для бизнеса и т.д. Я уже ненавижу ни себя, ни этот бизнес, ни мужа... прекрасно понимаю, что с таким настроем далеко не уедешь, но продолжаю делать дальше. Муж же в этом направлении за 4 года таки не осмелился сделать хоть какие-то шаги. На любые мои попытки поговорить на эту тему - манипуляции, после чего я не знаю, куда деться от чувств вины... может, Вы мне что-нибудь подскажете? С уважением.
Леонора, Германия, 46 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : А вы себя считаете настолько неспособным человеком, что не в состоянии выучить язык? Честно - не могу поверить. Не могу поверить в то, что человек с достаточным интеллектом (а без него невозможно работать главным бухгалтером) не может выучить немецкий язык, который не так уж сложен... Да и муж, имею востребованную профессию везде, почему-то не может себя найти... Полагаю, дело не в объективной реальности. Да и нет никакой такой объективной реальности и непреодолимых обстоятельств. Есть ВАША реальность. И степень вашей веры в себя, самоуважения и т.д. И вот с этим, думаю, нужно делать что-то вам обоим. Но если задаете вопрос вы - начинайте с себя. В чем вы виноваты? Если муж не готов решать свои психологические и социальные проблемы (а неумение идти на контакт - это психологическая проблема, причем довольно серьезная), то хотя бы начните с себя. Можете ли вы быть виноваты в том, что он не хочет решать свои задачи? Вряд ли. Можете ли вы на себя взять ответственность за все обеспечение семьи? Вряд ли. Тогда откуда вина? В чем конкретно вы виноваты? Но вы можете начать делать что-то для себя - учить язык, заводить знакомства, пользоваться этими связями для социального развития. Даже если это на первый взгляд не понравится мужу. А что он может предложить в качестве альтернативы? Второе. Если человек не будет ничего делать для себя - общаться просто так, доставлять себе мелкие удовольствия и радости - он просто перестанет быть эффективным. Он лишится всей своей энергии. Еда, вода, воздух и сон - далеко не все, что нужно для наличия энергии. Еще нужны положительные эмоции. А где они у вас? И даете ли вы себе право на них? Третье. Если вам не нравится строить бизнес на контактах с людьми, это ваша проблемная зона у обоих и этому еще нужно учиться - значит, это не тот бизнес, что вы можете построить. Уважать нужно прежде всего себя. И социальные шаги предпринимать те, который на данный момент будут удобнее всего. А параллельно заниматься решением психологических проблем. Насилием над собой вы только усугубите ненависть, раздражение и т.д. Не могу посоветовать вам конкретной стратегии, такое обычно нужно разрабатывать вместе с психологом, зная все детали ситуации. Но могу на почту прислать хотя бы то, что можно почитать на тему саморазвития. И, прежде всего, учитывайте то, что вы хотите и что вам приносит радость, что вообще способно ее приносить. Если жизнь в Германии не приносит радости - зачем убиваться ради такой цели? Да, понимаю, что вы, возможно, не хотите жить в России. Но есть еще масса стран, причем таких, где не нужно мучительно пробиваться, как в Европе, и при этом можно жить намного лучше, чем в России. Вы не думали об этом? Подумайте прежде всего о том, что может принести вам хоть какую-то радость... И ссылки пришлю вам в почту.