Можно ли сохранить брак, если муж ничего не хочет менять?
Добрый день, Антон Михайлович. Меня зовут Нина, 28 лет. В браке год с небольшим. Это мой второй брак. Мужу 37, это его третий брак. У нас малышка - 9 месяцев. Казалось бы, все замечательно. Но муж перестал уделять мне внимание. С дочкой не помогает. Объясняет это тем, что он после работы устает, и отправляет меня в квартиру к бабушке (мы живем на одной лестничной клетке с моей мамой). Как объяснить ему, что забота о ребенке - это удел и обязанность в первую очередь родителей, а не бабушки и мамы? Что касается меня – то меня он перестал замечать вообще. Относится ко мне как к соседке по квартире. Не больше. Уже говорила с ним спокойным тоном, объясняла, что не хватает ласки и внимания. Он прикрывается работой. Но ведь я тоже не отдыхаю с дочкой дома. Когда он приходит с работы, всегда встречаю его с улыбкой, ужин на столе, сама в опрятном виде. И вместо «спасибо, дорогая за ужин» слышу – «почему ложка лежит не на месте» или «почему кошкина миска передвинута на 10 см?». А бывает и «достала со своей гречкой с мясом» и отваривает себе пельмени, при том, что я у него спрашивала, что приготовить, и он днем ответил, что хочет гречку с мясом... Мне как нож в спину... И не важно, как я себя чувствую в это время болит, у меня что-то или нет.. я по натуре терпеливая, и если немного болит голова, я не жалуюсь никогда. Продолжаю заниматься с дочкой и другими делами. Он же каждый вечер жалуется, что у него болит то рука, то нога, то голова или живот, и ничем помочь он мне не может. Ложится и играет в компьютерные игры. И это меня убивает больше всего. Все свободное время он проводит в компьютере. Когда прошу помощи – говорит «ага, сейчас», и это сейчас может наступить минут через 10-15, т.к. ему надо сохраниться или доубивать очередного босса. Я ему объясняю, что это неправильно, что он своим безразличием ко мне и дочке разрушает семью. Меняется на два дня, потом все по новой. Прошу его сходить вместе к психологу – не хочет. Его все устраивает... А я каждую ночь в подушку плачу... Ведь не был он таким, когда ухаживал за мной. Полюбила я другого Андрея... и как вернуть все это, не знаю. Чувствую, что семья трещит по швам. Помогите сохранить брак, пожалуйста.. Спасибо огромное.
Нина, Красногорск, 28 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Сохранить брак нельзя в одиночку. И если окажется, что вашему мужу не нужно это - вы вряд ли сможете что-то сделать одна. Но кое-что вы сможете сделать и сейчас. //Как объяснить ему, что забота о ребенке - это удел и обязанность в первую очередь родителей, а не бабушки и мамы?// А он осознанно брал на себя эту обязанность? Он вообще ее брал? Он говорил о том, что ему нужен ребенок? Если нет - то вы и требовать от него ничего не можете, увы. Потому что человек готов нести ответственность только за то, что затеял сам, по собственному выбору. И здесь придется решать уже, насколько вы готовы мириться с отцом, которому, по сути, ребенок не нужен. Если так или иначе это был его выбор, то тогда есть смысл спросить его, какие у него были ожидания от ребенка? Чего он хотел, на что надеялся, почему ему неинтересно заниматься с ребенком (ведь мы что-то не делаем не потому, что "устал" и "что-то болит", а потому что НЕТ МОТИВА, неинтересно. Когда интересно и есть мотив - мы всегда находим время и силы). Постарайтесь избегать любых "правильно-неправильно", вы тем самым негативно оцениваете мужа, и кроме протеста это ничего не вызовет. Скорее спрашивайте - чего он хотел бы, какие у него ожидания от семьи и ребенка. //Относится ко мне как к соседке по квартире. Не больше. Уже говорила с ним спокойным тоном, объясняла, что не хватает ласки и внимания. Он прикрывается работой.// Значит, он не хочет, не испытывает потребности контактировать с вами? Тогда задайте прямой вопрос - для чего он создавал семью и для чего тогда с вами живет сейчас? Какие у него дальнейшие цели (и текущие) относительно вас и ребенка? Зачем вы ему тогда? //Его все устраивает.. // Устраивает то, что вы, видимо, решаете его бытовые проблемы, готовите, убираете, растите его ребенка.... А если вы перестанете решать его бытовые проблемы? Без демонстраций, а просто так же, как и он, отговариваясь, что "я устала, у меня болит голова/нога и т.д."? Тогда его перестанет "все устраивать"? И может быть, тогда он пойдет вместе с вами к психологу? Ведь чтобы человек захотел что-то менять, его должно что-то не устраивать. //Я ему объясняю, что это неправильно, что он своим безразличием ко мне и дочке разрушает семью. // Если ему не нужна близость? Или нужна, но какая-то не такая, какую вы можете предложить? То какое такое "правильно" может заставить человека измениться? Важно, чтобы у него был мотив меняться. А для этого его должно что-то не устраивать. И вы можете или более открыто проявлять свои потребности (и несколько снизить удовлетворение его потребностей), или помочь ему грамотными вопросами осознать свои потребности и их озвучить. Я вам пришлю ссылки в почту (здесь их нельзя оставлять) на статьи, из которых вы могли бы почерпнуть многое о тактике построения разговоров и вообще о том, какие закономерности есть в семейной жизни.