Муж позволяет себе критику и оскорбления в мой адрес
Здравствуйте, Антон Михайлович! Дело в том, что мой муж постоянно срывается на мне. Уже нет сил больше. После каждого такого случая я клянусь себе в том, что я этого больше не допущу, но стоит только ему дотронуться невзначай, улыбнуться, как я "таю", и снова он победил. До нашего общения я была романтичной девушкой, которая верит в любовь, пишет стихи, мечтает, а сейчас у меня нет даже душевных сил, чтобы писать сюда, чтобы учиться... Я понимаю, жизнь - это не сказка, тем более семейная. И нет идеальных людей, но я не могу выносить его мелочность ("зачем купила кефир и не пьешь?"), постоянную критику и порой оскорбления ("какая ты медлительная/глупая"), обиды на мои обиды ("все, не хочу разговаривать, не хочу тебя видеть, иди отсюда, ложись спать"). Я прочитала кучу психологической литературы, пытаюсь быть спокойнее - не взрываться после его слов, но чувствую, как это накапливается в моей душе, засоряя все её пространство, не оставляя место для радости. Я знаю, что ему не нравится его работа и он устает на ней, но менять не хочет пока, да и мне не нравится моя учеба особенно, и этот последний год в универе - тяжелый очень, но на мне плюс все домашние обязанности, но мне нельзя жаловаться (по его словам, все мои проблемы - сущие пустяки, не верит он в них). Каждый день стараюсь встретить его с хорошим настроением, но если вдруг его нет, он без выяснения причины делает мне еще хуже. У него же часто нет настроения, в таком случае его нельзя трогать. И я не трогаю. Если же я допускаю какую-то невнимательность или оплошность, то извиняюсь, но чаще всего он не принимает извинений, и я чувствую себя униженной. Можно еще много описывать, но я понимаю, что все как-то запуталось. И без него не могу, как без воздуха. И с ним порой невыносимо. Сколько раз я пыталась говорить об этом, но все напрасно. Тем более он старше меня - ноль реакции, если только агрессия. Мне надоел этот замкнутый круг. Спасибо!
Вероника, Уфа, Башкирия, 21 год
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : К сожалению, ваше первое письмо пришло с минимумом данных, а второе я не сразу заметил. Впрочем, рекомендация о статье остается в силе в любом случае. От вашего второго письма ощущение, что только вы одна прикладываете усилия для того, чтобы наладить отношения. А он их прикладывает? Он вам нужен - это видно, вы читаете литературу, пытаетесь быть лучше... А он? Вы пытались разговаривать, но он вас разве пытался услышать? Подумайте вот о чем. Ваши отношения нужнее вам, чем ему? Мне кажется, он уже давно привык думать, что вы "никуда не денетесь". Из этого не следует, что стоит пугать его уходом и шантажировать отсутствием внимания. Тем более, если вы читали психологическую литературу, вы знаете, к чему это приводит. Но разве вы не читали о том, что нормальные, здоровые отношения возникают только там, где ОБА заинтересованы в них? И в вашем письме ну никак не заметно его заинтересованности в прочных отношениях. То, что он "по настроению" бывает с вами ласков или приветлив - иногда так относятся к домашним животным. Сейчас приласкаю, а завтра, будучи в дурном настроении - пну. К тому же, ваши проблемы он считает несущественными. Но разве вы не такой же ЧЕЛОВЕК, как он? Однозначно да. Вот тогда и вопрос к вам, почему так получилось, что вы позволяете с собой так обращаться... В конце вы пишете, что "без него невыносимо". Так говорят не о любви, так чаще говорят, когда есть зависимость. И от любви она сильно отличается. Думаю, вам нужно кое-что еще почитать. Я пришлю вам это в почту, указанную здесь (сайт не позволяет оставлять ссылки).