Нехватка денег влияет на отношения
Добрый день, Антон Михайлович! Не думала, что буду обращаться за помощью к психологу. Но после сегодняшнего разговора с мужем я совсем запуталась. У нас самая банальная проблема - нехватка денег. Я работаю, у меня стабильный заработок, но этого мало, чтобы взять обязанности добытчика на себя. Мы с мужем в браке 10 лет, за это время ничего не поменялось. У нас сын, ему 9 лет. Сколько я помню себя, то никогда не давала себе возможность посидеть дома, только декрет и то не до конца. Муж то там, том, стабильности нет, помогали все время мои родители, сейчас снова он сидит дома, ему предложили работу, но постоянные командировки, зарплата тоже неплохая с перспективой, но одно условие, дома по полгода не будет, муж отказался, сказал, что не сможет без нас. У меня настроения нет уже давно, я как в депрессию впадаю. Что мне делать?
Ольга, Украина, Днепропетровск, 35 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Думаю, проблема глубже, чем нехватка денег. Ведь речь идет о распределении ответственности в семье. И тут, скорее всего, речь о том, что вы сами на себя взяли довольно много ответственности, и не осознавая этого, позволили мужу чрезмерно "расслабиться". Вы сами постоянно не давали себе возможность посидеть дома, потому что, видимо, считали "если не я - то никто". Муж чувствовал этот настрой, и на подсознательном уровне у него сформировалось убеждение - "она все сможет". А он может себе позволить искать себя, выбирать лучшее. Здесь никто не виноват - вас, скорее всего, так воспитали родители, не научив опираться на мужчину и доверять ему себя, свою жизнь и ответственность за нее, его, вероятно, не воспитали в этой самой ответственности в достаточной мере. А потом вы встретились, и семейная подоплека каждого из вас привела именно к той форме отношений, которая у вас сейчас есть. Есть, конечно, и другие оттенки и нюансы, о них я писал в статье "Если мужчина - не добытчик", поищите ее на моем сайте, ссылка на него есть в профиле. Но самое главное все равно будет разворачиваться вокруг вопроса ответственности. Вам придется ее в большей степени делегировать мужу. Как - это сложный вопрос, в каждой семье - свои устои, и ломать их вот так сразу не всегда нужно. Но постепенно тем или иным способом вам придется дать мужу понять, что вы не готовы тащить все на себе. Возможно, вам придется отказаться обеспечивать часть его нужд под благовидным предлогом, возможно, честно сказать, что не готовы зарабатывать на всю семью в одиночку, и что-то позволить себе самой, поставить себя на первое место, решая прежде всего свои проблемы и ребенка, а не проблемы мужа... При этом придется делать все это в состоянии относительной доброжелательности и тактичности - "да, я понимаю тебя, но я тоже не могу....". Главное, что вам стоит осознать - он ведет себя так по причине того, что вы позволяете этому происходить. Любую ситуацию в паре создают двое. И если он не работает - это поддерживается вашим стремлением обеспечить всю семью и его нужды в том числе. И если вы не измените свое поведение - у него не будет оснований менять свое. А конкретную стратегию в каждом случае принято выстраивать отдельно, для каждому семьи и в индивидуальной работе.