Муж не работает, дети не одобряют мой выбор...
Здравствуйте, Антон Михайлович! Обращаюсь к Вам, так как хочу знать именно мужское мнение и совет! Долго не решалась написать - стыдно, что в таком возрасте не могу решить сама! Мне 53, второму (гражданскому) мужу 54, познакомились 5 лет назад. От первого брака 2 сына - 33 и 24 года. Старший живет отдельно с семьей, работает. Младший пока со мной, один, но скоро уйдет жить отдельно, работает, деньги в общий бюджет не вносит, хотя редко, если прошу, дает. Все, вроде бы, хорошо, но... муж не работает эти 5 лет, совсем, даже не начинал. Разговаривала с ним и по-хорошему, и по-плохому (говорила, что ему придется уехать к себе). Соглашается, что надо работать, обещает и, по-моему, ничего не делает (не вижу, так как я целый день на работе в другом городе), находит отговорки - и замыкается в себе. Перечитала по этому вопросу много чего, но так и не решилась ни на что. Первый муж был пьющий, бабник, но работал и с "руками" - хозяйственный. Второй не пьет, не курит, начитанный, с в/о, добрый, заботливый, неприхотлив в еде и одежде и т.д., ничего не требует для себя, и от меня не требует ни стерильности в доме, ни обязательной готовки еды - может поесть сам, что есть в холодильнике. В общем, с этой стороны одни плюсы (с сексом тоже все нормально). Но без "рук", без инициативы что-либо сделать в доме (попрошу-сделает, но не сразу). И не работает, а сидит днями и ночами в интернете, читает про политику, финансы, про глобальные мировые проблемы, просто книжки (на порно-сайты не ходит, в игры не играет). Пытается работать на Форексе - ничего пока не получается. У него есть маленький доход - всего 10 тысяч, сдает свою квартиру, мне отдает 8 тыс. Я работаю, доход 17 тыс. (это уже без оплаты за мою квартиру). Так вот, сейчас ситуация обострилась - мои одинокие подруги говорят, что я повесила себе на шею альфонса, что не понимают меня - зачем нужен такой мужчина. Но главное - дети! Старший говорит, что не будет помогать мне деньгами, если мне понадобится, пока я живу не одна, так как не собирается кормить неработающего еще не старого мужчину и общается с нами из-за этого редко, и то, только со мной немного. Младший - хуже, ставит условия, что ничего не будет делать по дому, пока есть муж, а по деньгам говорит то же самое, что и старший. И вообще, что скоро уйдет и будет только иногда звонить, если я не сделаю ничего, чтобы муж или стал работать, или ушел от меня совсем. Сыновья говорят, что он для них хуже, чем пустое место, что не уважают его и общаться с ним не хотят. А мне с мужем хорошо, мы с ним даже по пустякам не ругаемся, денег, хоть и впритык, но хватает! Для детей все уже, что смогла - сделала, вырастила, выучила (у обоих в/о), одна, без мужа(развелась). Да и возраст у меня, когда не очень разбежишься в поисках нового хорошего мужа! Эмоционально разрываюсь между детьми и мужем, дома все время напряженная обстановка! Не могу выбрать - или дети, или муж! Что делать? Посоветуйте, пожалуйста. Людмила.
Людмила, Москва, 53 года
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Во-первых, стыдиться тут нечего. Ведь вне зависимости от возраста, мы все равно не можем увидеть наши уши без зеркала. Так и некоторые сложности в отношениях - изнутри не видны ни в 20, ни в 40, ни даже в 70. А во-вторых, давайте попробуем именно это и сделать - увидеть со стороны. //муж не работает эти 5 лет, совсем, даже не начинал.// Если он не работает эти 5 лет, логично предположить, что он до того работал. А что стало с той работой? Все ли вы знаете о том, как завершилась его профессиональная деятельность? Ушел ли он со спокойным сердцем? Или это было увольнение? Тут все очень и очень сильно зависит от этого факта. Вы могли не знать, что там произошло, например, а для вашего мужа случилось нечто очень тяжелое. Или вы знали, но не придали значения. В общем, первое что надо сделать - выяснить этот вопрос. Потому что в его возрасте очень распространены такие сюжеты: даже если с работы ушел без скандалов, чувствует и осознает, что молодые - более ликвидный товар на рынке, а мужчине очень сложно выступать в роли просителя. Падает самооценка. И никто не пытается ее порой поднять! Отчасти в этом виноват бывает и сам мужчина - молчит, ничего не говорит о своих душевных переживаниях. С другой - никто кроме женщины толком не сможет помочь ему раскрыться, потому что в нашей стране (и в вашем поколении особенно) мужчине "не полагалось" иметь никаких душевных переживаний. Все это объявлялось словом "нюни" и в традиционный мужской набор не входило. А, соответственно, он вырос с подспудной установкой, что бояться, переживать, чувствовать свою слабость и тем более говорить об этом, он не имеет права. И только близкий, любимый человек, женщина, порой может "раскрутить" его на правду. //мои одинокие подруги говорят, что я повесила себе на шею альфонса// Я не "защищаю" его лишь из чувства мужской солидарности, да и в моем личном мире работа - первейшая ценность. Но вот здесь никак я не могу увидеть в нем альфонса, как ни всматриваюсь в ваш текст. Понимаете, психология альфонса, как правило, такова, что он интенсивно пользуется материальными благами, стараясь "выжать" из женщины как можно больше. А тут из всего дохода оставляет себе 2 тысячи, неприхотлив ни в чем, не требователен в быту... Как-то не тянет это не альфонса. Не имеет он такой уж сильной материальной выгоды, живя с вами. А зачем он нужен - вы сами прекрасно ответили на этот вопрос - понимающий, добрый, заботливый, неприхотливый, в сексе все хорошо... Вообще-то, это ДОСТАТОЧНОЕ основание, чтобы человека любить и чувствовать себя с ним хорошо. //Для детей все уже, что смогла - сделала, вырастила, выучила // Да, и поэтому не им ставить вам условия. Ведь они будут жить своей жизнью - семьями, детьми, работой. И они не будут на вашей персоне сконцентрированы. А вот он, муж, очень может быть, что будет рядом с вами до конца ваших дней. И потому, думаю, надо отнестись к проблеме поиска работы, как к проблеме, которую просто надо решить. Как к простуде, которую надо вылечить. И не ради детей, а для вашего же общего семейного с мужем благополучия. А для этого надо разобраться, что его тормозит, что мешает. Мягко, деликатно, без угроз и ультиматумов расспросить, какие у него есть чувства по этому поводу, чего он боится, может быть, в чем-то недооценивает себя, боится быть униженным со стороны молодых.... Все это решаемо. В моей практике были случаи, когда ко мне приходили мужчины его возраста и просили помочь подготовиться к собеседованиям, чтобы "не ударить в грязь". И мы продумывали стратегии, изучали вместе рынок, писали резюме, строили наиболее рабочую стратегию поиска подходящего места... Но главное дело заключалось в формировании уверенности в себе. А эту уверенность и вы тоже можете помочь ему создать. Познакомьтесь поближе со всей его прошлой профессиональной деятельностью. Подумайте, чего он стоит на самом деле. Постарайтесь помочь ему увидеть его сильные стороны и преподнести их. Думаю, у вас получится.