Постоянно сомневается в чувствах
Здравствуйте, Антон Михайлович. Моя история, возможно, банальна, но мне очень важен ответ, так как не к кому обратиться... Я с молодым человеком встречалась 4 года. Было и хорошее и плохое. Раньше мы часто ругались, потом всё поутихло, стало легче находить компромиссы. У него были очень серьезные проблемы с деньгами, но я его не бросила, хотя он хотел разойтись, я его поддержала, постоянно всё прощаю ему, и он мне тоже. Каждые три месяца у него случаются странные приступы. Он звонит после мелкой ссоры и говорит, что нам надо расстаться, что он меня не любит и остыл ко мне. А через два дня опять возвращается, просит прощения. Причем, эти два дня он точно мне не изменяет и не изменял никогда, я знаю на 100 процентов... Полмесяца назад мы переехали отдельно жить, всё было отлично, он был очень счастлив. Но вчера он уехал погулять и не вернулся. Пил всю ночь (хотя он вообще не пьет у меня), с другом сидел. Утром я закатила по телефону скандал, а он сказал, что не любит меня больше и больше не вернется домой... сказал, что никого нет у него, просто он охладел... И я в панике, не знаю, как вернуться жить к родителям... Он постоянно делает подобные вещи... и я понимаю, что надо бросить его, и уже найти нормальные отношения, а не этот кошмар, но я люблю его безумно... Мы планировали свадьбу через год.... Что мне делать? Я весь день в истерике, он не хочет возвращаться...
Елена, Новосибирск, 21 год
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : 2-3 года - как раз тот срок, за который часто страсть начинает слабеть. И этот механизм предусмотрен природой. Сначала людей охватывает "гормональная эйфория", все устраивает, все замечательно. Природа дает этот "аванс" для того, чтобы люди могли влюбиться, зачать ребенка. Дальнейшее природу мало волнует, она заботится лишь о воспроизведении рода человеческого. Неважно, появляется в паре ребенок или нет, аванс заканчивается. А потом постепенно каждый из партнеров начинает проявлять себя таким, какой он есть. А другой начинает это все более отчетливо видеть. В некоторых случаях люди расстаются и идут искать новых партнеров, чтобы пережить такую эйфорию снова. В некоторых - стараются правильно использовать аванс природы, а именно - стараются вырастить из влюбленности любовь. Но для этого нужны сознательные усилия обоих. "Кризис 3-х лет" - так это называется в психологии. К 3-м годам отношений, как правило, он уже полностью вступает в свои права. Бывает, раньше. Бывает - чуть позже (особенно если люди не живут все время вместе, а какой-то длительный срок просто встречались, так что 4 года вполне вписывается в данные рамки при вашей ситуации). Из ваших отношений ушла страсть, по крайней мере, для него. И влюбленность, действительно, не может продолжаться вечно. Возможно, вы смогли пережить это более спокойно и вырастить из влюбленности более прочное чувство. А он - пока нет. И вероятно, он тоскует по той страсти, которая была вначале. И именно это дает ему повод для сомнений. Но вашему молодому человеку придется, рано или поздно, понять: все равно в состоянии влюбленности человек не может находиться долго. Почему? Да потому что ему надо решать иные задачи: работать, учиться, заниматься бытовыми проблемами, здоровьем и т.д. Как показывает практика, люди, особенно в молодости, влюбляясь, выпадают из реальности. Это не значит, что они совсем теряют сон и аппетит (хотя бывает и такое), и конечно, наверное, большинство в состоянии влюбленности способны выполнять какой-то минимум в работе или учебе. Но чем занято все внутри? Способен ли человек в эти моменты думать о чем-то, кроме возлюбленной/ого и проектов долгого, счастливого и светлого будущего? Как практика показывает – нет. Обычно друзья, родственники, обязанности в социуме, карьера и самореализация уходят на второй план, самым главным становится объект страсти и переживания, с ним/ней связанные. Что в этом плохого? Если это временно – ничего. Ведь бывает, мы увлекаемся на время новым приятельством или новым витком работы, или нас захватывает книга, и мы можем даже пожертвовать частью ночного сна ради того, чтобы ее дочитать. Но назавтра приходится ложиться пораньше, раз вчера мы не доспали. Или, если нас закружила карьера, рано или поздно придется подумать и о близких, чтобы поддерживать с ними теплые отношения и дальше. Поэтому любой влюбленности приходит конец по одной простой причине – каждому из партнеров надо развиваться дальше и заниматься другими областями своей жизни. А поскольку влюбленность – это чрезмерная сосредоточенность на предмете страсти, то сама страсть естественным порядком слабеет, чтобы освободить дорогу для других сторон жизни. Вопрос, что хочет ваш МЧ. Хочет ли он прилагать сознательные усилия к построению отношений? Или считает, что любовь - это нечто, что приходит само, уходит само и от него не зависит? Думаю, вам надо вдвоем подумать над этим - что для вас любовь? Только ли сильная страсть, или же в ней есть место выстраиванию отношений и готовности к тому, что в какие-то периоды они будут отчасти рутинными, и это нормально?