Кризис трех лет в отношениях
Здравствуйте. Мы с мужем в браке 3 года, поженились через полгода после знакомства, инициатором был муж, я даже предлагала отложить свадьбу, хотя бы на год, но он сказал, что не видит в этом смысла, т.к. не хочет жить без меня... 7 месяцев назад у нас родился долгожданный сын... в семье все хорошо, муж старается для нас, любит, уважает, мы практически не ссоримся, но иногда посещают такие мысли, что это тупик... что нам больше нечего брать друг от друга, все эти сомнения закрадываются из-за того, что у нас проблемы в постели, проблема в том, что муж сильно охладел ко мне, красивое белье и ухоженная жена - это все при нем, я сама не представляю себя без этого, все вокруг говорят ему, какая у него жена - всем бы такую, а он никогда не говорит мне приятных слов и не желает меня... любовницы нет точно, любить - любит, но вот в чем причина холодности и безразличия? Подскажите, что делать? Сегодня опять попробовала поговорить, а он твердит только одно, что у него нет проблем и у него все хорошо...
Нина, С-Петербург, 21 год
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : 3 года - как раз тот срок, за который часто страсть начинает слабеть. И этот механизм предусмотрен природой. Сначала людей охватывает "гормональная эйфория", все устраивает, все замечательно. Природа дает этот "аванс" для того, чтобы люди могли влюбиться, зачать ребенка. Дальнейшее природу мало волнует, она заботится лишь о воспроизведении рода человеческого. Неважно, появляется в паре ребенок или нет, аванс заканчивается. А потом постепенно каждый из партнеров начинает проявлять себя таким, какой он есть. А другой начинает это все более отчетливо видеть. В некоторых случаях люди расстаются и идут искать новых партнеров, чтобы пережить такую эйфорию снова. В некоторых - стараются правильно использовать аванс природы, а именно - стараются вырастить из влюбленности любовь. Но для этого нужны сознательные усилия обоих. "Кризис 3-х лет" - так это называется в психологии. К 3-м годам отношений как правило, он уже полностью вступает в свои права. Бывает, раньше. Бывает - чуть позже. В вашем случае эту потерю страсти острее ощущает муж, и проявляется она собственно в охладевании физическом. Возможно, у него менее сильный темперамент, но в начале отношений это было не так заметно. А возможно, он сейчас живет другими ценностями - переживает свое отцовство, концентрируется на заработке и решении бытовых проблем. Возможно, он сам боится, что все погрязнет в рутине, он не торопится это озвучивать. Думаю, говорить вам с ним обязательно нужно, вот только вопрос, как. Говорите о своих чувствах. О том, чего вам не хватает. Если он отвечает, что у него нет проблем - не означает ли это, что вы пытаетесь ему именно это и сказать, что проблемы у него? Не стоит перекладывать ответственность на одного из вас. В кризисе оба имеют равное значение и равную же ответственность. Спросите его, хватает ли ему всего. Достаточно ли ему то количество ласки, что у него есть? И как он относится к тому, что вам ее не хватает? Если вы не будете обвинять его, а лишь говорить о своих чувствах и переживаниях - он скорее займет позицию сопереживания и сочувствия, чем сопротивления и защиты. И еще помните по возможности: страсть и любовь - разные вещи. Страсть - недолговечна. Любовь может быть сколь угодно долгой. Найти это отличие - и есть ваша задача сейчас.