Я боюсь, что мужчина вернётся к экс-супруге
Здравствуйте, Екатерина! Прошу Вашей помощи, чтобы разобраться в ситуации. Я живу гражданским браком с мужчиной уже почти год. Брак у обоих второй. У него от первого брака дочь 6 лет. Он часто с ней видится, вынужден встречаться с дочкой в присутствии бывшей жены, потому что она одну дочь с ним не отпускает. Бывали случаи, когда бывшая жена не давала ему дочь, видимо, пытаясь этим самым его вернуть. Во время этих встреч я не нахожу себе места, все время думаю, что муж может вернуться к бывшей жене из-за ребенка. Пыталась с ним разговаривать на эту тему, муж говорит, что жить с ней уже не сможет, что со мной ему хорошо. Я вижу, что его эти разговоры нервируют. Родить ему ребенка я не смогу. Жить со страхом, что он бросит меня, уже невыносимо, но и без него не могу.
Светлана, Чебоксары, 40 лет
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Ваша тревога вполне понятна и отчасти обоснована. Действительно, нередки случаи возвращений в бывшую семью. Вы уже обсудили Вашу тревогу с мужем и уточнили, что его напрягает эта тема. Возможно, из-за того, что Вы ему не доверяете, возможно, из-за того, что он чувствует свою искусственно созданную экс-женой зависимость от её решений и настроений. Пока исправить эту ситуацию Вы не можете, но можете оказать помощь и себе и мужчине. Вы можете быть для него не просто желанной и любимой женщиной, но что не менее важно, партнёром в жизни. А это как раз предполагает доверие, понимание тех затруднительных ситуаций, в которых вы оказываетесь. Проявите мудрость, поддержите мужа, попробуйте донести до него, что, несмотря на свою тревогу, Вы понимаете, что ему тоже нелегко находиться в такой зависимости от бывшей жены, но Вы также понимаете, как нужно его внимание и присутствие в жизни маленькой дочери. И Вы готовы принять это. Мужчина всегда будет стремиться возвращаться туда, где ему лучше и комфортнее, где он будет находить поддержку и заботу, понимание и любовь. Вы всё это можете ему дать, экс-жена «дарит» ему пока только раздражающие манипуляции. Примите это для себя, возможно, это немного снизит тревогу. Также из практических рекомендаций могу заметить, что состояние тревоги – это состояние будущего. С ним вполне можно бороться присутствием в настоящем. Попробуйте активно себя занимать в то время, когда муж уезжает к дочери. Подойдут любые занятия – спорт, уборка, просмотр фильмов или чтение книг, главное, чтобы Вы контролировали процесс своего присутствия в настоящем. Т.е. не просто смотрели фильм, а думали о том, как там всё проходит на встрече. А именно делали акцент на сюжетной линии книги или фильма, или чувствовали напряжение, работу мышц во время физической нагрузки. Более того, от тревоги хорошо помогает общение. Можете использовать свободное время для встреч с друзьями или родственниками. Все эти практические занятия не только помогут Вам избавляться от тревоги, но также вероятно расширят круг Ваших личных интересов, чтобы у Вас не возникало желания сливаться с мужчиной. Потому как Ваше убеждение, что не сможете жить без мужчины – это не что иное, как стремление сделать мужчину смыслом Вашей жизни, попытка обязать его наполнять Вашу жизнь интересами и собственным присутствием. Обычно такие попытки рождают зависимость одного партнёра от другого. Удачи!