Муж хочет уйти - есть ли шанс спасти наш брак?
Я с мужем живу уже 10 лет, в браке 5 лет, у нас есть сын 5 лет. Сейчас у нас в отношениях произошел кризис, муж сообщил, что он меня больше не любит и хочет от меня уйти. Я попросила его мне объяснить причину, по которой он хочет от меня уйти, и он мне высказал все свои накопленные годами претензии. Я с ним во многом согласилась, что я была неправа, и хочу все исправить, и попросила дать еще один шанс, чтоб спасти наш брак, но он больше не верит, говорит, больше меня не любит и спасать наш брак не намерен. Я очень его люблю и не знаю, как дальше поступить. Хотя понимаю, насильно мил не будешь, но цепляюсь за каждую возможность.
Елена, Санкт-Петербург, 30 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Вы, к сожалению, не пишете ничего о тех претензиях, которые высказал вам ваш муж, а потому трудно говорить о том, как конкретно решать ситуацию, как говорить с ним и о чем. Вероятно, он чем-то сильно обижен. Но ведь он сам приложил руку к такой ситуации - молчал годами, копил обиды, не пытался поговорить с вами тогда, когда еще можно было все решить мирным путем. Постарайтесь донести до него, что кризисы в браке - в целом нормальное явление. И с определенной периодичностью многим супругам кажется, что любовь ушла. Вероятно, ему не хватает эмоций, он чувствовал себя подавленным, но при этом не постарался отношения выстроить. А брак меж тем - "блюдо на двоих", и вы одна не можете во всем быть виноватой. И не стоит брать на себя такую роль. Попробуйте осознать, почему вообще в вашем браке возникли эти обиды. Возможно, и он был в чем-то неправ. Постарайтесь объяснить, что семья - это организм, состоящий прежде всего из двух, а потом и из трех людей. И вклад каждого (даже вашего ребенка) имеет значение. Пусть ваш муж попробует оценить свой собственный вклад в брак и осознать свои ошибки. Постарайтесь говорить с ним не в тоне претензий, а спокойно помочь ему понять, как конкретно и он тоже был ответственен за охлаждение ваших отношений. Если он почувствует свою долю ответственности, возможно, он сможет понять, что аналогичные ошибки он рискует повторить и в гипотетическом будущем браке. А как только он их осознает, то возможно ему станет понятно, что неумение вовремя говорить о важном для него и неумение своевременно вкладывать в отношения может разрушить вообще любой союз в его жизни. И, может быть, он поймет, что рискует просто сменить одни проблемы на другие, но без кризисов, разочарований, пусть и временных, без охлаждений и примирений он все равно не построит никакие другие отношения. Это только иллюзия, что, начав с чистого листа, он будет избавлен от своих же ошибок.