Постоянные упреки со стороны мужа
Мы с мужем женаты 15 лет, есть дочка - 13 лет. Мой муж просто невыносимый. Постоянно недоволен окружающими людьми и нами тоже - груб, кричит, стучит дверью и бросает вещи, матерится и т.д. Он постоянно упрекает меня и дочку во всём. У него постоянно все вокруг плохие - я, дочка, брат и его семья, друзья. После работы даже не хочется идти домой, а когда приходим домой, стараемся меньше с ним общаться, чтобы не разозлить его. Я работаю на двух работах с понедельника по субботу, сильно устаю. Ко мне постоянные претензии, что не убрано в доме так, как хочется ему, не приготовлено покушать то, что ему хотелось и т.д. Постоянно вычитывает меня и дочку. Чувствую себя, как на "коврике у начальника". После ссоры со мной перестаёт общаться с дочерью, а у неё сейчас тоже нелёгкий период - переходный возраст. Замыкается в себе и начинает попивать вино. Да ещё в последнее время стал спать отдельно от меня. Как думаете, стоит ли нам продолжать жить вместе? Посоветуйте, что делать. Можно ли сохранить семью?
Олеся, Португалия, Лиссабон, 37 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Ваши отношения с мужем предстают как-то односторонне. Он делает... поступает... говорит... и т.д. А как реагируете вы? Какие права вы сами себе взяли в семье? Кем вы сами себя считаете? Что вы можете ему ответить и отвечаете ли? У меня складывается по вашему письму ощущение, что у вас нет никаких прав в семье, потому что нет ни слова о том, что вы сказали в ответ, как вы пытались искать с ним понимание, как воздействовать, как договариваться, да хоть защищаться в конце концов!... Задумайтесь, как так получилось, что вы являетесь объектом чьей-то злости, при этом не являясь РАВНЫМ партнером мужу? Вряд ли я или кто-то другой может решить за вас, как вам поступить, но корень ситуации, думаю, именно в вашем самоуважении, в том, что вы сами думаете о себе и кем себя считаете. Ведь человека, который не допускает, что из него будут делать "мальчика для битья", как правило, не унижают. Отношение к нам окружающих является иллюстрацией того, как мы сами относимся к себе. Изменение отношения к себе - конечно, долгая и непростая работа. Но она того стоит, потому что у вас еще есть и дочь, которая рискует перенять ваш сценарий и повторить такую судьбу.