Лента новостей

Понедельник 4 декабря

08:00Как легко навести порядок в доме: самые рабочие лайфхаки 06:40Финалист “Битвы экстрасенсов” дал советы к Новому году всем знакам зодиака 04:15Сияющий блонд без желтизны: наводим красоту к Новому году 02:08Включаем интеллект: тест на знание городов мира 00:04Уйти нельзя остаться: как принять решение о разводе с мужем 22:06Салон красоты дома: делаем чудо-маски для лица 20:51Гороскоп для женщины-Стрельца на февраль 2024 года 20:05Эксперт Каменская рассказала, почему девушкам с нестандартной фигурой сложно подобрать одежду 19:13Самые полезные фрукты и соки для поддержания иммунитета 18:446 новогодних традиций, от которых можно отказаться 18:10Мошенники обманули россиянку на 680 тысяч рублей сменой мобильного тарифа 15:15Что туристы крадут из отеля: 12 излюбленных предметов "навынос" 14:49Лазарев сравнил запевшую Кудрявцеву с Бузовой 13:40Что делать в случае ДТП: 7 советов 13:02Как назвать девочку, чтобы ее судьба сложилась счастливо 12:13Орбакайте едва не упала во время выступления на "Песне года" 11:20Психолог Долгов рассказал о вреде привычки доедать все из тарелки 10:32Поп-король Киркоров объяснил отсутствие эстрадного титула у Леонтьева 08:13Расстройство пищевого поведения: что это такое и каковы его причины 06:16Тренировка мозга для пожилых: 7 советов, как улучшить память 04:08Любовь и самопознание: как понять, что вам нужно в отношениях? 02:25Как организовать дома рабочее место по фэн-шую — полезная инструкция 00:06О чем говорит желание носить яркие и блестящие вещи 22:07Вы точно не знали, из чего делают эти продукты 21:24Гороскоп для женщины Скорпиона на февраль 2024 года 21:11От музы до вдовы: Марина Юдашкина отмечает 65-летие без любимого 20:10Оливки и маслины: в чем разница, вред и польза для организма 16:31Готовим песочное печенье: рецепт Юлии Высоцкой 16:23Гороскоп для женщины Весы на февраль 2024 года 15:48Психолог Некрасов дал советы женщинам старше 50 лет 15:01Муцениеце рассказала о трудностях первой любви и разочаровании 13:46Ляйсан Утяшева объяснила, чем не угодила мужу Павлу Воле 12:24Гороскоп любви: как покорить мужчину Весы 11:28Рыжий из "Иванушек" Григорьев-Аполлонов лишился миллионов из-за шторма в Сочи 09:21Будь "в моменте" и "в ресурсе": пять способов перестать злиться 06:07Брэдли Купер дал интервью о фильме "Маэстро" и вспомнил детскую мечту 04:14Тест: знаете ли вы песни SHAMAN? 02:11Как правильно выбирать одежду для собак: советы кинолога 00:05Ты его зацепила: 6 явных признаков мужской симпатии 23:01Успеть к Новому году: эта диета поможет похудеть в кратчайшие сроки 22:54Астролог Кройцер составила любовный прогноз на декабрь для всех знаков зодиака 22:07Магазины, работающие 1 января 2024 года: где купить продукты и товары первой необходимости 21:31Звездные подарки: что необычного дарили знаменитостям на Новый год 20:27Без косметолога: неочевидные секреты ухода за кожей лица 20:07Тренд на меха захватил российский шоу-бизнес: кто из звезд поддерживает стиль Slavic Girl? 19:33Классика жанра: как прямые джинсы помогут скрыть недостатки фигуры 19:03Как стресс может привести к сердечным заболеваниям 18:45Стилист Мартынова оценила модные образы звезд на премии "Золотой граммофон" 18:45В Театре Сатиры показали, как сейчас выглядит гримерная Миронова 17:10Экструзионный пенополистирол: тепло, уют и комфорт в доме
  1. Консультации
  2. кризис 3-х лет
  3. Рубрикатор

Кризис трех-летнего возраста

Здравствуйте, помогите разобраться в ситуации с сыном. Ему 3,5 года. Он не садовский. Я с ним занимаюсь дома. Сейчас родился еще один сын (3 месяца), но старшему стараюсь уделять максимум внимания. Происходят такие вещи: без мамы никуда, ухожу в другую комнату или на кухню, когда он играет, он тут же зовет меня - Мам, ты куда, я без тебя не могу, иди ко мне. Еще постоянно играет фантазия: я сегодня чебурашка, а ты крокодил и т.п. Иногда просыпается после дневного сна в плохом расположении духа: что не скажешь - капризничает или плачет, ни чего не хочет делать, разыграться может только через полчаса. Может ли это быть связано с рождением второго, или с тем, что в морозы мы практически месяц сидели дома не выходя и не общаясь с другими? А самое главное, как от этого избавиться и как мне себя вести?

Анна, Москва, 32 года
Крисько Светлана

Крисько Светлана

Детская и подростковая психология, арттерапия, семейная психотерапия, тренинги.
Ответ : Коротко я вам ответила в личном письме, а это развернутый ответ из психологической теории кризисных периодов в жизни человека. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ В индивидуальном развитии этому кризису предшествует стадия независимости (Шостром, 2002). В возрасте от двух до трех лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую независимость. Ребенок не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, имеющие значение для его нужд и удовольствий. Ребенок становится исследователем ради удовлетворения своего пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, он начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею. На взгляд Бюлер (Buhler, 1951), в этот период ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе. В возрасте от восьми месяцев до четырех лет ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. Он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от матери. Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется. Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых приучить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и мочу. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями. Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения» (Эриксон, 1996). У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость. Эльконин (1995) определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате происходит «взрыв» прежней ситуации (Эльконин, 1995). Э. Келер (цит. по: Лютова, Монина, 2003) описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет в виде «семизвездия». 1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Негативизм отличается' от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент). Он противится содержанию просьбы: • социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, бо лее интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; • отношением к эмоции. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. 2. Упрямство — это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал» (Выготский, 2000). Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого непослушания: • мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); • отношением к себе (ребенок поступает наперекор другим потому, что это он так сказал и это он не хочет менять своих решений). 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выготский, 2000). Кроме того, Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет. 4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности. Остальные симптомы данного кризиса имеют вторичное значение. 5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями. 6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия. 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского (2000), ребенок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет — это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин, 1995). Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер. Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родителей и или консультанта — направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни (Хорни, 1995): не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему. Rosensweig (1944) выделил три возможных способа справиться с возникшими агрессивными чувствами: Экстрапунитивный: враждебность направляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот способ становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана». Интропунитивный, когда прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя. Инпунитивный. Агрессивный аспект в данной ситуации подавляется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько подавлять свои агрессивные чувства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других. Каждый из описанных выше способов совладания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло.

С уважением, Крисько Светлана