Как пережить отвержение творчества и падение самооценки?
Доброе время суток, посоветуйте, пожалуйста, как удерживать самооценку на адекватном уровне. После того, как закончил училище и потерпел небольшой провал профессиональном продвижении — самооценка начала падать до абсурда. Сначала это было просто выражено тем, что я не мог демонстрировать свои работы даже в близком окружении, где все относятся ко мне максимально лояльно. Решил, что буду «работать в стол». Но если раньше завершённая работа давала чувство удовлетворения и последующее желание продолжать, то теперь она оставляет только ещё большее разочарование в себе.
Я на определенный промежуток времени решил постараться отвлечься и попробовать переключиться на другую деятельность, но моё состояние усугубилось. Моя деятельность была не просто моей профессией — она была частью моей личности. Без неё моё чувство неполноценности стало распространяться на все сферы жизни.
Мне стало тяжело говорить, я чувствую себя безнадежно тупым. Преследует ощущение, что все, что я скажу, окажется ерундой, не имеющей смысла. От этого моя речь стала прерывистой, неразборчивой и тихой. От этого появилось ещё больше трудностей и в социальной, и в психологической сферах. Стали давить мысли, что я себя жалею и мне надо просто заняться работой и самодисциплиной, тогда мои дела пойдут вверх, а в голове не останется места самокопаниям и прочему мусору. Но, с головой уйдя в работу, я растерял все свои интересы, и больше ничего не вызывает у меня эмоций. Все кажется бессмысленным.
Я специально стал изучать как можно больше произведений абсолютно разной направленности, в надежде, что что-то да зацепит. Но все как одно «прочитал и забыл», и так со всем, за что ни возьмусь. Даже встречи с друзьями стали проходить тяжело. Даже если у меня нет настроения шутить и веселиться — я не могу этого не делать.
Я очень измотан этим состоянием, но оно все усугубляется. Как бы я ни старался отвлечься, мысли съезжают на одно: «я тупой, я бестолковый, я всем доставляю один дискомфорт». И чем дальше заходят эти мысли, тем хуже я справляюсь с поставленными задачами. Это как замкнутый круг.
Я понимаю, что поверхностная дистанционная короткая консультация мало что сможет определить. Но на данный момент у меня нет возможности пообщаться со специалистом. Возможно вы сможете подсказать мне какую-нибудь литературу, описывающую похожее состояние, и способы работы над ним. Прощу прощения за длинный текст и заранее выражаю благодарность вашему сайту .
Новая вкладка, Черноморск, 20 лет
Алпацкая Олеся Алексеевна

Психолог online. Аналитический психолог, сексолог, энерготерапевт, арт-терапевт, сказкотерапевт
Ответ :
Постараюсь помочь вам в психоаналитическом ключе, объяснив, что происходит в вашем внутреннем мире. Когда произошёл ваш первый провал, то вы пережили отвержение.
Это чувство для вас оказалось непереносимым, словно переживание смерти. Жизнь разделилась на до и после. Вы, творческий, успешный, талантливый, получающий деньги за свои умения, "остался" там, "наказанный" вами же за неудачу. Вы же выбрали бессознательно оставаться с собой неуспешным, которому сложно говорить о себе, заявлять, чтобы снова не чувствовать боли отвержения вашего самого дорогого - творчества, профессионализма.
Это действительно страшно, когда отвергают плоды труда, завидуют им. Я думаю, что вы сталкивались с подобными невыносимыми переживаниями отвержения и зависти в вашем детстве. Кто-то нанёс душевную рану, связанную с вашей детской деятельностью, кто-то сильно завидовал вам - бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра, помещая в вас эти чувства. Теперь вы завидуете себе другому - успешному, счастливому. Попробуйте проанализировать и вспомнить эту внешнюю фигуру, которая теперь стала вашей внутренней ругающей вас фигурой. Проросла и запрещает реализацию.
Вам будет легче - начнётся интеграция.
Из книг могу посоветовать вам книгу "Путь художника" Джулии Кэмерун, она подходит не только для писателей и художников, но для всех, кто испытывает проблемы с самореализацией. Когда у вас появится финансовая возможность - приглашаю вас на индивидуальную консультацию укреплять самооценку и принять свой успех! Помните, "быть источником, из которого не пьют - самая страшная казнь" - китайская мудрость.