Проблемная ситуация в семье довела меня до панических атак
Добрый день, не могу решить вопрос долгие годы, такая ситуация: папа долгое время без работы и пьет, но не так, чтобы сильно, мама в течение лет 10 семью тащит одна, я не знаю, как избавиться от чувства вины, хотя не понимаю, из-за чего оно у меня, с папой раньше ругалась, а щас не вижу смысла, с мамой разговаривать не могу, сразу огрызаюсь, как будто ее слишком много в моей жизни.
Боюсь устраиваться на работу, если не понравится, уволюсь, мама скажет: "меняешь работу как перчатки" или "у тебя трудовой книжки не хватит", когда я не хочу ей уделять внимания, она начинает давить на чувство вины, то, что я и так одна на двух работах, ты не можешь со мной даже сходить куда-нибудь, и меня это еще больше и раздражает и чувство вины, ну не хочу я с ней гулять.
Когда дома скандалы, устала уже плакать, начались из-за этого всего панические атаки, нервоз, самооценка ниже плинтуса, я очень устала от этого, что мне делать в такой ситуации?
С парнями если начинаю встречаться или увижусь, вцепляюсь в них как не знаю за что, как будто последний парень, из-за этого и отношения не получаются, с самой собой мне скучно,боюсь уже и отношений тоже то, что так же будет скучно...
Помогите, пожалуйста.
Евгения, Казань, 23 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ :
В дестве ребенок очень сильно зависит от родителей, подсознательно считая их абсолютно совершенными, наделяя божественными качествами. И как верующий боится прогневать Бога и гнев Его восприрнимает как реакцию на свои грехи, так ребенок воспринимает настроения в семье как реакцию богов-родителей на что-то, что он не так сделал, считает причиной ссор родителей себя. Это не осознается, это в глубине души, в чувствах. Но если вы осознаете, что это не так в реальности - родители не боги, но обычные люди, и ссорятся по своим причинам, не зависящим от вас, ваше чувство вины уйдет.
От этого иррационального чувства вины за нескладную жизнь родителей вам нужно избавляться, но похоже, что вы вместе с этим пытаетесь избавиться и от любви к маме, и от своей роли в жизни семьи. Возможно, вам не очень приятно разговаривать с мамой, потому что у вас свои интересы, а она, наверное, лишь жалуется на жизнь и просит сочувствия. Но, может быть, ее можно понять? Что бы вы делали на ее месте, как бы поступили, чего бы ждали от своей дочери? Это несовершеннолетний ребенок полностью зависит от родителей и ничего не может, взрослый же член семьи несет свою долю ответственности за то, что происходит.
Вы пишете, что не хотите устраиваться на работу, потому что если не понравится, мама что-то скажет. А не стоит ли за этим просто нежелание работать? Будьте честны с собой! Начните что-то делать, помогать матери  и участвовать в том, чтобы наладить жизнь в семье - это ваша семья, дана вам от рождения. И тогда чувство вины за сегодняшнее бездействие (а это уже другая составляющая вашего чувства вины)  тоже начнет уходить.