Как помочь ребенку залечить психологическую травму?
Здравствуйте! У нас вот какая проблема. Вопрос по поводу сына, которому сейчас 9 лет. Семья у нас полная, ребёнок единственный. Три года назад мы переехали в Испанию на ПМЖ. У ребёнка были проблемы с адаптацией, т.к. через неделю после переезда он пошел в школу, практически не зная языка. Часто рассказывал, что мальчишки смеются над ним, обзывают, а он, не зная языка, мог постоять за себя только кулаками. Как умел... Можно себе представить, какую он себе заработал репутацию. Ходили к психологу, поставили СДВГ. Но у меня есть сомнения, т.к. он выборочно агрессивен. Дома он доброжелательный и в меру послушный мальчик:). Но есть кое-что, что меня беспокоит. Недавно мы с ним играли в крестики-нолики. Он попросил, чтобы я не поддавалась, и я играла честно. Но после того, как я один раз выиграла, он упал на пол и закатил истерику (неконтролируемую). Я долго не могла его успокоить. Конечно, я и раньше замечала, что он очень злится, когда проигрывает, но так было впервые. Я поняла, что разговоры (о том, что невозможно все время выигрывать, надо научиться проигрывать достойно и ты проиграл, зато...) не помогают. С ним говорила об этом, как умела. И тут, лёжа у меня на груди, опять начинает плакать и рассказывает мне историю о том, что, когда он пошёл в первый класс, у них были соревнования по бегу. Кто-то из мальчиков его толкнул, и он упал. Все дети смотрели на него и смеялись. А он тогда ещё совсем ничего не мог им ответить, все держал в себе... Мне не рассказал, потому что не хотел расстраивать. И сказал "что он должен исправить ошибку". Мы с ним поговорили об этом, он успокоился, но я не могу успокоиться. Он получил серьёзную травму и, мне кажется, разговоров недостаточно. Я понимаю, что нужна очная консультация с психологом, но сейчас мы не имеем такой возможности. Подскажите, пожалуйста, что я могу сделать для него как мама? Чем могу помочь? Я в растерянности. Всегда думала, что он мне все рассказывает, оказалось, нет. Ребенок занимается спортом: баскетбол, футбол (его выбор, тренировки каждый день), любит английский, музыку и рисовать. Не любит физкультуру и имеет плохую оценку, хотя на тренировках по футболу показывает отличный результат. Играет только с теми детьми, которые позволяют ему быть всегда победителем (если проиграл, не признает этого). Помогите, пожалуйста, советом! Будем очень признательны!!!
Ольга, Исранич, 36 лет
Алпацкая Олеся Алексеевна

Психолог online. Аналитический психолог, сексолог, энерготерапевт, арт-терапевт, сказкотерапевт
Ответ : Жаль, что могу вам ответить только сейчас, надеюсь, что это актуально. Вы все правильно делаете, что говорите с сыном, но этому надо научиться!!! И можно дополнить приемом расслабляющих гомеопатических средств - в России есть Эдас 306, он очень хорошо помогает детям. Когда вы многократно проговариваете ребёнку чувства, которые он испытывает во время агрессии, то он постепенно сможет ими управлять. Не сразу, но постепенно. Для этого стоит формулировать предложения так: «ты почувствовал себя пустым местом, подавленным, поверженным, когда ребята над тобой смеялись?», «ты хотел бы, чтобы кто-то себя почувствовал так же?». Попросить нарисовать его картинку, какой он победитель и т.д. Пытаться по-разному, с разных углов оформлять то непереносимое чувство, которое он не выдерживает и впадает в «истерику», истерика - это ощущение и отыгрывание на уровне тела то, что он чувствует внутри себя, когда ощущает себя в проигрыше. Спросите его, что значит для него проигрывать? С какими ощущениями связано - подсказывайте ему! Со своей стороны - вспомните, как прошли роды, какая была беременность для вас, каким он был в младенчестве - были ли какие-то ситуации, которые зародили такое отношение, смотрите через призму своих чувств и ощущений, так вы поможете сыну. И вы найдёте причину, также те чувства, которые она скрывает. Я также приглашаю вас на свои индивидуальную консультацию по скайпу, чтобы разобраться в проблеме быстрее.