Как помочь ребенку, пережившему социальную тавму?
Здравствуйте уважаемая Арина Юрьевна! У нас есть проблема, и мы очень надеемся на ответ. Вопрос по поводу сына, которому сейчас 9 лет. Семья у нас полная, ребёнок единственный. Три года назад мы переехали в Испанию на ПМЖ. У ребёнка были проблемы с адаптацией, т.к. через неделю после переезда пошел в школу, практически не зная языка. Часто рассказывал, что мальчишки смеются над ним, обзывают, а он, не зная языка, мог постоять за себя только кулаками. Как умел... Можно представить, какую он себе заработал репутацию. Ходили к психологу, поставили СДВГ. Но у меня есть сомнения, т.к. он выборочно агрессивен. Дома он доброжелательный и в меру послушный мальчик:). Но есть кое-что, что меня очень беспокоит. Недавно мы с ним играли в крестики-нолики. Он попросил, чтобы я не поддавалась, и я играла честно. Но после того, как я один раз выиграла, он упал на пол и закатил истерику (неконтролируемую). Я долго не могла его успокоить. Конечно, я и раньше замечала, что он очень злится, когда проигрывает, но так было впервые. Я поняла, что разговоры (о том, что невозможно все время выигрывать, надо научиться проигрывать достойно и ты проиграл, зато...) не помогают. С ним говорила об этом, как умела. И тут, лёжа у меня на груди, опять начинает плакать и рассказывает мне историю о том, что когда он пошёл в первый класс, у них были соревнования по бегу. Кто-то из мальчиков его толкнул, и он упал. Все дети смотрели на него и смеялись. А он тогда ещё совсем ничего не мог им ответить, все держал в себе... Мне не рассказал, потому что не хотел расстраивать. И сказал "что он должен исправить ошибку". Мы с ним поговорили об этом, он успокоился, но я не могу успокоиться. Он получил серьёзную травму и, мне кажется, разговоров недостаточно. Я понимаю, что нужна очная консультация с психологом, но сейчас мы не имеем такой возможности. Подскажите, пожалуйста, что я могу сделать для него как мама? Чем могу помочь? Я в растерянности. Думала, что я все знаю о нем, оказалось нет. Ребенок занимается спортом: баскетбол, футбол (его выбор, тренировки каждый день), любит английский, музыку и рисовать. Не любит физкультуру и имеет плохую оценку, хотя на тренировках по футболу показывает отличный результат. Помогите, пожалуйста, советом! Будем очень признательны!!!
Ольга, Испания, 36 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Могли бы Вы сказать, что он: непоседливый, суетливый, постоянно в движении, ему трудно сидеть на месте, ждать, слушать или он как будто слушает, но не вникает (слово не слышит), не может играть спокойно, говорит слишком много (неподходящая ситуация или есть другие дела), ему сложно сосредоточиться на выполнении заданий, редко завершает что-то одно, переходит к другому тут же, дезорганизован и даже с помощью родителя не может научиться тому, как стать организованным, теряет вещи, пытается избежать или делает неохотно то, что требует концентрации и умственных усилий. Даже несущественные отвлекающие факторы могут выбить его из колеи. На основании чего был поставлен диагноз СДВГ, он прошел тесты, его наблюдают? Неумение проигрывать, если оно переходит в подобную истерику, скорее говорит о недостаточной способности к самоконтролю, его психологические травмы в связи с тем, что его дразнили, имеют другие последствия. Рекомендую книгу Аллы Сиротюк "СДВГ", можно скачать в сети. То, что ребенок все еще переживает ситуации, когда над ним смеялись, связано также с практикой "держать в себе", "не хочу расстраивать маму", "не знал, как реагировать", "он должен исправить ошибку". Соответственно - нужно говорить о том, что он чувствовал, думал, и не один раз, также объяснять, что информировать не означает расстраивать маму, а означает поиск решений и помощь (вы вместе, он не один, вы команда, это не ошибка, это проблемы других детей). Как возможно реагировать - первая ситуация, если все еще продолжается травля, вторая ситуация - отыграть то, что нанесло ему ущерб в прошлом. Можете через арттерапию (есть книга Киселевой «Арт-терапия в работе с детьми»), надо подбирать индивидуально для ребенка методы, здесь все равно нужна консультация психолога очно или заочно по скайпу. Можете обращаться ко мне.